История

Город знакомый и незнакомый

          Навсегда исчез неповторимый дух  старой Алма-Аты. Даже затрудняюсь сказать, когда это началось: тогда, когда Алма-Ата перестала быть столицей, или когда начался строительный бум и на каждом свободном  пятачке  в центре города, сметая детские площадки, стали возводить элитные многоэтажки. А может быть тогда, когда в историческом центре города, на незабвенном «Бродвее», построили огромный многоэтажный комплекс; или же когда в заповедном месте, там, где находился бывший губернаторский дом (построенный на месте разрушенного землетрясением 1887 года), началось - уже закончилось -  строительство очередного многоэтажного дома.

Конечно, несмотря ни на что, город растет и обновляется: первые этажи домов, сплошь и рядом, заняты магазинами, сверкают чистотой и красотой витрины. Главное – не поднимать глаза выше первых этажей, где все грязно и облезло. Капитализм – на уровне глаз, как говорил М.Жванецкий.

***

        Чудовищная застройка города – это только часть проблемы. Со строительным бумом  связано страшное: вырубаются деревья, скверы, сады – все то, что создавали до нас и для нас предыдущие поколения – зеленый наряд города. И это приобрело такие ужасающие размеры, что пора (если уже не поздно) принимать самые решительные меры.

         Хочу привести один интересный документ, датированный 22 марта 1912 года, -  рапорт верненского полициймейстера военному губернатору Семиреченской области.

         «Подведомственные мне пристава донесли, что в последние две-три недели домовладельцы города Верного производят на своих участках вырубку растущего леса, трудами поднятого в течение многих лет. Зачастую вырубаются деревья хороших пород: прямолинейные, хорошо посаженные и, вообще, служащие украшением  не только участка владельца, но даже и самой улицы.

         Причем я лично убедился, что лес вырубается, в большинстве случаев, на постройки, поделки и даже на дрова, что дает возможность думать, что в действиях этих видно преследование материальных выгод, а не благоустройство города Верного.

         О прекращении вырубки мною был лично прошен городской голова, который, в моем присутствии, отдал соответствующее распоряжение члену управы по хозяйственной части, но, однако же, до сего времени вырубка леса продолжается.

         Докладывая о вышеизложенном Вашему  превосходительству, покорнейше прошу не отказать сделать соответствующее распоряжение верненскому голове о принятии мер к прекращению вырубки деревьев и к посадке, вместо вырубленных, новых саженцев хороших пород».

          Что меня поражает в этом документе, так это то, что полициймейстер считает вопрос вырубки деревьев домовладельцами  (заметьте, не где-то, а на своих участках), настолько важным, что  обращается напрямую к самому губернатору – и мне думается, что реакция губернатора не заставила себя долго ждать.

         Особенно много для озеленения города сделал Герасим Алексеевич Колпаковский. Он лично руководил разведением и улучшением пород садовых культур, контролировал раздачу из питомников семян и саженцев местным жителям. Из Никитского ботанического сада был выписан ученый-садовод Криштопенко, под руководством которого в Верном было посажено много фруктовых  садов. При поддержке губернатора Криштопенко заложил Казенный сад (потом  - парк культуры и отдыха).

          Около пятидесяти лет своей жизни посвятил Эдуард Оттонович Баум делу озеленения города Верного. В озеленении и благоустройстве города принимало участие в разное время множество людей. Это Николай Криштановский, который являлся одним из авторов первого генерального плана города, черты которого сохранились до сих пор.

         «Город был задуман из прямых широких улиц, расположенных  строго по направлению с севера на юг, в полном соответствии с постоянным потоком воздушных масс: ночью от снежных вершин Алатау на равнину, днем  - в обратном направлении, Эти улицы пересекаются  под прямым углом  поперечными, расположенными с востока на запад. Господствующие западные ветры продували город…»

         Это Паклевский-Козелло (Головной арык, пруд в Казенном парке). Это садовод Егор Васильевич Редько, который из далекой Воронежской губернии привез саженцы апорта.

         Это садовод-селекционер Н.Т.Моисеев, который на арендованной у казаков Большой Алматинской станицы земле заложил большой фруктовый сад, главной культурой в котором был апорт. Уже в 1900 году яблоки верненского апорта экспонировались на Всемирной выставке в Париже и получили там самую высокую оценку специалистов.

          «…741 сад расцветал по весне в самом городе Верном. В Большой Алматинской станице насчитывалось 520 садов, а в Малой – 49»

           Было много и других имен – известных и менее известных, но это их совместными усилиями город Верный был превращен в город- сад, а Алма-Ата по количеству зеленых насаждений занимала одно из первых мест в Советском Союзе. Как говорится: комментарии излишни…

                                                            ***

           Варварское отношение у нас и к объектам старины. Планомерно уничтожаются  здания верненской постройки, а те, которые остались, за редким исключением, сохраняются очень плохо: их переделывают, «перелицовывают», стараются  «осовременить» и тем самым уничтожают память, о так называемом, «верненском» стиле градостроительства.  

          Удивительно, но все эти здания, имеющие историческое прошлое и простоявшие сотню лет, не потеряли своей необыкновенной привлекательности.

          В 70-е годы неоднократно поднимался вопрос о создании, так называемой, «заповедной зоны» - музея под открытым небом. Имелось три варианта заповедных участков. Первый – вокруг парка имени 28-ми гвардейцев-панфиловцев (центр старого Верного); второй -  на территории бывшей Большой станицы в квадрате улиц Ильича, Пригородная, Казачья, Кавалерийская; третий – от улицы 8 Марта к востоку до берега реки М.Алматинки между улицами Гоголя и Комсомольская.           

        25 ноября 1993 года вышло постановление кабинета министров Республики Казахстан №1182 «Об организации Алматинского государственного историко-архитектурного и мемориального заповедника». Пунктом первым данного постановления Алматинский государственный заповедник объявлялся в границах улиц Толе би, Карла Маркса, Гоголя, Зенкова. Пунктом вторым в состав указанного заповедника включались: парк имени 28-ми гвардейцев-панфиловцев, мемориал Славы, Кафедральный собор, дом офицерского военного собрания, дом генерал-губернатора, здание мужской гимназии, здание пансиона верненской мужской гимназии, здание женской гимназии, здание   городского училища им. Колпаковского, здание Пушкинского женского училища.

         И наконец, третьим пунктом   постановления запрещалось на территории заповедника новое строительство. Реконструкцию, ремонт и использование всех существующих на территории заповедника зданий и сооружений, являющихся памятниками, разрешалось осуществлять только по согласованию с министерством культуры Республики Казахстан.                                     

         В самом центре объявленного заповедника  (на гимназическом участке) построили новый корпус педагогического университета, а напротив (на месте бывшего губернаторского дома)  возвели  очередную многоэтажку...

Продолжая тему  застройки города, придется вернуться в далекое прошлое нашего города.  В современных источниках архитектура города Верного почему-то связана только с именами А.Зенкова и   П.Гурдэ. На самом же деле в проектировании и постройке  общественных и жилых зданий принимали участие: сначала «вольный архитектор» А.Бенуа, затем британский подданный Д.Нортон, Г.Н.Серебренников (первый городской архитектор. После них, одновременно с П.М.Зенковым и П.В.Гурдэ, проектированием и строительством, в основном частных домов, занимались коллежский асессор Н.Дараган, коллежский регистратор Е.Федоров и ряд других. Еще позднее на этом же самом поприще, на строительстве значимых общественных зданий, церквей; трудились дипломированные инженеры и архитекторы Н.Наранович, В.Брусенцов, К.Борисоглебский, С.Тропаревский, а также военные инженеры Семиреченской инженерной дистанции.

К сожалению, многие великолепные здания были разрушены землетрясениями 1887 и 1910 годов.  Особенно не повезло творениям  архитектора П.Гурдэ. Построенный им губернаторский дом, «…который по изяществу своему мог бы служить украшением любого благоустроенного города…» был полностью уничтожен землетрясением 1887 года. Прекрасное двухэтажное здание Верненской мужской гимназии, которое состояло из трех каменных корпусов, соединенных между собой галереями, было также разрушено землетрясением. Но уцелели: здание бывшего Верненского приюта, городского училища, купеческого магазина Габдулвалиева (ныне Кызыл тан),  которые, безусловно, являются украшением нашего города.

        Покровская церковь, Троицкая, Знаменская часовня были уничтожены злой человеческой волей. Страшная опасность уничтожения висела в тридцатые годы над прекраснейшим творением К.Борисоглебского и А.Зенкова – Кафедральным собором.

         

        Экскурс в далекое прошлое нашего города  был нужен мне для того, чтобы показать, как архитекторы и инженеры -  все вместе и по отдельности -  трудились на благо города, создавая его неповторимый архитектурный облик.

           Современный архитектурный облик Алма-Аты формировался в 1930-1980 годы. На смену «верненскому» стилю пришел, так называемый, «советский ампир». Такие прекрасные здания, как Дом Правительства, Академия наук, Оперный театр, консерватория, Высшая партийная школа и др. – вместе с парками и скверами, радугой фонтанов и журчащими арыками – создали удивительную картину города, отличную от всех других городов Центральной Азии.

         Что можно сейчас этому  противопоставить?   В самом начале статьи я произнесла фразу «чудовищная застройка города».

          Многоэтажные монстры вырастают, как грибы, в самых неожиданных местах города. Причем  -   даже я это понимаю - нарушаются  существующие строительные нормы и правила. Например: дома строятся впритык (и это в нашей сейсмической зоне).

         О качестве современного строительства лучше вообще не думать… О том, что что-то возводится, чтобы украсить наш город -  забудьте. Еще что в этой жизни не понимаю: почему арыки без воды? В дни моей молодости вода в арыках бежала вровень с краями, а кроны деревьев смыкались над головой, создавая тень. Потому что деревья росли по обе стороны тротуара.  Это было заведено еще с времен города Верного. Уникальное сооружение, Дворец Республики, при возведении которого был использован природный строительный материал – мангышлакский ракушечник для облицовки стен.

Что же мы видим после нынешнего ремонта? Стекло, много стекла…Тягостное впечатление. Внутри, говорят, еще хуже. Интересно, стекло это самый уместный материал при строительстве в сейсмической зоне?

    Дом правительства, строительство которого завершилось в 1957 году, выходит главным фасадом на сформированную перед ним площадь. Большое внимание было уделено благоустройству  площади:  цветы, фонтаны клумбы. Этим летом, в разгар летней жары, затеяли реконструкцию фонтанов с западной и восточной стороны Дома правительства. Что же теперь будет?

       В настоящее время в здании располагается  Казахстанско-британский технический университет. Интересно студенты знают о том, что они учатся в историческом здании? Скорее всего - нет. Если бы знали, то, возможно,  относились с большим уважением  хотя бы к территории вокруг здания, которая сейчас просто захламлена машинами. «Классная» стоянка в центре города вокруг исторического здания! Первыми не выдержали голубые ели, которые чахнут на глазах.

         

 Чудовищная застройка города опасна еще и тем, что перекрываются потоки воздушных масс, которые хоть как-то продували город. Экология ужасающая и с этим никто не спорит и с этим ничего никто не делает.

«Ужасный век, ужасные сердца!»                                                                                      

                                                                          Букетова Н.    2012 год.

                                                                                                                 

                   

      Использованные источники:

1.ЦГА РК, ф.44, оп. 1, д. 51894, л.1.

2.Ивлев Н.П. И оживают биографии // Записки краеведа.- Алма-Ата: Казахстан, 1983. – с.130.

3.Горячева А.А., Фришман Л.С. Заря над Семиречьем.- Алма-Ата: Мектеп, 1987.- с.113.

4.ЦГА РК, ф.269, оп.6, д.14, л.4-5.

5.Ауэзов Е.К., Чулакова Н.П. Алматы. Архитектурные хроники.-2010.

6.ЦГА РК, ф.44, оп.1, д.51348, л.11-11оборот.