Новости
10
Апрель
2017

9 апреля 2017 года – Неделя ваий (Вербное Воскресенье). Вход Господень в Иерусалим.

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную Литургию святителя Иоанна Златоуста в Вознесенском кафедральном соборе города Алма-Аты.

Предстоятелю Православной Церкви Казахстана сослужили: руководитель издательского отдела Митрополичьего округа архимандрит Иосиф (Еременко), духовник Алма-Атинской епархии архимандрит Иоанн (Сазонов), референт епархиального управления архимандрит Феодосий (Иванов), первый проректор Алма-Атинской духовной семинарии протоиерей Александр Милованов, игумен Феодосий (Белобородов), руководитель информационного отдела Округа протоиерей Евгений Иванов, клирик Казанского храма протоиерей Димитрий Сидоров, руководитель личного секретариата иеромонах Прохор (Ендовицкий), иерей Кирилл Громов, протодиакон Николай Гринкевич, руководитель отдела культуры Митрополичьего округа протодиакон Михаил Спельник; руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин; клирики собора.

Песнопения Литургии исполняли: хор Казахстанского Митрополичьего округа под управлением Заслуженного деятеля искусств России О.Н. Овчинникова, хор духовенства под управлением игумена Филиппа (Моисеева) и хор Вознесенского собора под управлением Н. Зубревич.

За богослужением молились: настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря города Алма-Аты игумения Любовь с сестрами обители; сотрудники Алма-Атинского епархиального управления, ктиторы епархии, многочисленные прихожане.

После Евхаристического канона митрополит Александр совершил диаконскую хиротонию Валерия Васильева, выпускника Костромской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии, который в течение семи лет несет послушание преподавателя Алма-Атинской духовной семинарии и референта епархиального управления.

Проповедь по запричастном стихе произнес протоиерей Евгений Иванов.

Вход Господень в Иерусалим - одно из главных событий последних дней земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, которое описывают все четыре евангелиста и который считается символом будущего воцарения Бога. В этот день Христос верхом на молодой ослице въехал в Иерусалим, и весь город вышел Ему навстречу. Как сказано в Евангелии, люди снимали с себя верхние одежды и бросали их на дорогу, по которой ехал Иисус. Они устилали Его путь пальмовыми ветвями и приветствовали возгласами "Осанна! (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!", как обычно обращались только к царю. Причиной ликования было чудо, которое совершил накануне Иисус, воскресив Лазаря и доказав тем самым свое право называться Сыном Божиим. Этот праздник отмечается христианской церковью с III века, на Русь же он пришел в Х веке. Особенно торжественно празднество Входа Господня в Иерусалим совершалось в XVI-XVII вв. в Москве. Перед Литургией из Успенского собора Московского Кремля через Спасские ворота шел крестный ход. Все направлялись к храму Покрова "на Рву" (более известного ныне как храм Василия Блаженного) - для моления на Лобном месте. В процессии - наравне с хоругвями и иконами - возили украшенное цветами и плодами дерево. При этом патриарх сидел на осле, которого вел под узду сам царь. По возвращении к Успенскому собору украшенное плодами дерево передавалось народу - для угощения. В конце XVII века этот обычай исчез. Богослужение Вербного Воскресенья начинается в субботу вечером. На праздничном Всенощном бдении, то есть на вечерней службе накануне праздника совершается освящение верб (ветка вербы символизирует победу жизни над смертью - Воскресение Господне). После чтения Евангелия священники совершают каждение верб, читают молитву и окропляют ветви святой водой. Обычно окропление повторяется и в сам день праздника, после литургии. Освященные вербы раздаются молящимся во время помазания елеем (маслом). С веточками и зажженными свечами стоят верующие во время чтения канона праздника, тем самым изображая собой древних жителей Иудеи, вышедших на встречу Господу при Его входе в Иерусалим. Свечи, которые держат верующие, символизируют величие и светлость торжества Воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни. Принесенные в этот день из церкви веточки вербы ставили в переднем углу за икону и хранили весь год до следующего Вербного воскресенья. В самый день праздника совершается Литургия св. Иоанна Златоуста. Богослужебные тексты связаны по смыслу с событиями воскрешения Лазаря и торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим накануне крестных страданий. Богослужение Входа Господня в Иерусалим совершается в зеленых священнических облачениях (зеленый цвет - один из символов возрождения жизни; он же связан и с воспоминанием о живой зелени пальмовых ветвей, которыми приветствовали Христа жители Иерусалима). 

По отпусте Литургии состоялось славление – хор и духовенство исполнили тропарь, кондак и величание празднику Входа Господня в Иерусалим. Глава Митрополичьего округа прочитал молитву на освящение ваий и окропил ветви вербы и всех молящихся в храме святой водой, после чего обратился к собравшимся со словами проповеди.

Архипастырь и священники окропили святой водой вербы более трех тысяч верующих, молящихся в храме и на соборной площади.

Участникам богослужения раздавались просветительские листки, рассказывающие о сути праздника, подготовленные информационной службой Вознесенского собора.