News
02
May
2021

Праздников праздник и Торжество из торжеств – Христово Воскресение.

В ночь с 1 на 2 мая 2021 года православные верующие Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан встретили Праздник праздников и Торжество из торжеств – Светлое Христово Воскресение, Пасху Божию спасительную.

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр возглавил праздничные пасхальные богослужения в главном храме Алма-Аты – Вознесенском кафедральном соборе.

Главе Православной Церкви Казахстана сослужили руководители отделов Митрополичьего округа в священном сане и клирики собора.

За пасхальной службой молились: сотрудники Алма-Атинского епархиального управления, ктиторы епархии, многочисленные верующие.

Песнопения исполняли хор Казахстанского Митрополичьего округа под управлением Заслуженного деятеля искусств России О.Н. Овчинникова, хор духовенства под управлением диакона Димитрия Савченко и хор Вознесенского собора под управлением Н. Зубревич.

За три часа до начала богослужения в соборе совершалось чтение книги Деяний Апостольских. «Наилучшим доказательством истины Воскресения Христова служат чудеса, совершенные Апостолами, а книга Деяний есть не иное что, как повествование о чудесах апостольских», – так говорит об этом древнем обычае святитель Иоанн Златоуст.

Пасхальное богослужение началось полунощницей с каноном Великой Субботы «Волною морскою» перед располагающейся посреди храма плащаницей Спасителя; при пении заключительного ирмоса «Не рыдай Мене Мати» священнослужители, при словах «востану бо и прославлюся», подняли плащаницу с гробницы, стоящей в центре храма, и унесли в алтарь. Здесь, на святом престоле, она будет покоиться до Вознесения, – в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа.

По окончании полунощницы, под пение стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе», вокруг собора был совершен крестный ход. Пасхальная утреня продолжилась пением пасхального канона, составленного в VIII веке преподобным Иоанном Дамаскиным. После окончания канона духовенством и хором были исполнены стихиры Пасхи. Далее митрополит Александр прочитал «Слово огласительное святого Иоанна Златоуста», в котором все верующие призываются насладиться светлым торжеством и войти в радость Воскресшего Господа.

Во время пения пасхальных часов священнослужители сменили белые облачения на красные.

По древней традиции пасхальное евангелие на ночной Божественной Литургии читалось на нескольких языках. Митрополит Александр начал чтение на древнегреческом, далее сослужащее духовенство продолжило чтение на: латыни, древнееврейском, казахском, английском, белорусском, немецком, русском, мордовском, итальянском и церковнославянском. Пасхальное приветствие «Христос воскресе!» также в этот день произносится на разных языках и наречиях, древних и современных, в ознаменование всемирного торжества христианского благовестия о воскресении из мертвых Христа Жизнодавца.

За Литургией было оглашено послание Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

По заамвонной молитве владыка митрополит освятил артосы, а после окончания богослужения обратился ко всем собравшимся со словами пасхального приветствия, после чего благословил пасхальную трапезу: куличи, творожные пасхи, крашеные яйца.

По просьбам прихожан пасхальное богослужение транслировалось на широкоформатный экран, установленный на площади перед собором.

В обеспечении порядка и безопасности приняли активное участие представители Союза казаков Семиречья во главе с во главе с атаманом В.С. Шихотовым.

Прямая трансляция всего пасхального богослужения осуществилась на youtube канале «Прямые трансляции ПЦК»

«Две тысячи лет назад в Гефсиманском саду у гроба Христова впервые жены-мироносицы услышали от ангела благую весть: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес» (Лк. 24:5,6), и с тех пор каждый год Воскресение Спасителя особым образом празднуется Святой Церковью, как «праздников праздник и торжество из торжеств». В пасхальные дни храмы наполняются людьми, звучат ликующие песнопения, радостная атмосфера приходит в семьи, повсюду раздаются поздравления, и даже те, кто еще только ищет свой духовный путь, охотно разделяют с православным народом пасхальное торжество. Сердце человеческое чувствует величие и святость Пасхи Божией спасительной, ибо, по слову святителя Амвросия Медиоланского, «Воскресением Иисуса Христа заключается ад, отверзается Небо, разбойник вводится в рай… Воскресение Господа нашего для умерших есть жизнь, для грешников – отпущение, для святых – слава». В пасхальных молитвословиях многократно повторяются слова о том, что Христос даровал жизнь «сущим во гробех». Кого Церковь именует мертвыми, которых Спаситель оживил Своим Воскресением? Это и праведники Ветхого Завета, начиная от Адама и Евы, это и все человечество, не имевшее до явления в мир Господа познания истины и свободы (см. Ин. 8:32), это и все те, чьи души воскресли благодатью Божией через веру во Христа, ожили через покаяние и следование евангельским заповедям. «Когда душа переходит от греха к добродетели, – учит преподобный Авва Дорофей, – тогда совершает она Пасху Господу. Пасха Господня есть переход от зла к добру». Евангельское чудо победы Христа над смертью является призывом к каждому человеку начать новую жизнь – вместе с Воскресшим Спасителем совоскреснуть верою в силу Бога (см. Кол.2:12).
Своим Воскресением Христос утвердил апостолов в истинности и непреложности своего обетования: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11:25,26). Ученики Господа пронесли эту благую весть по всей земле, и во все времена каждый христианин на своем жизненном пути в трудностях и испытаниях, в скорбях и непростых обстоятельствах уповает на Христа, Который «воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим. 14:9)». Из проповеди митрополита Александра.