News
08
April
2017

В Лазареву субботу митрополит Александр совершил Литургию в Вознесенском соборе Алма-Аты.

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную Литургию святителя Иоанна Златоуста в Вознесенском кафедральном соборе города Алма-Аты.

Предстоятелю Православной Церкви Казахстана сослужили: руководитель издательского отдела Митрополичьего Округа архимандрит Иосиф (Еременко); духовник Алма-Атинской епархии архимандрит Иоанн (Сазонов), игумен Феодосий (Белобородов); руководитель отдела Митрополичьего округа по связям с общественностью, ключарь собора протоиерей Александр Суворов, руководитель информационного отдела Округа протоиерей Евгений Иванов, референт епархиального управления иеромонах Феодосий (Иванов), игумен Филипп (Моисеев), руководитель личного секретариата иеромонах Прохор (Ендовицкий); протодиакон Николай Гринкевич, руководитель отдела культуры Митрополичьего округа протодиакон Михаил Спельник; руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин; клирики собора.

За богослужением пел хор Казахстанского Митрополичьего Округа под управлением Заслуженного деятеля искусств России О.Н. Овчинникова и хор Вознесенского собора под управлением Н. Зубревич.

Проповедь по запричастном стихе произнес руководитель отдела Митрополичьего округа по связям с общественностью, ключарь собора протоиерей Александр Суворов.

По окончании Литургии митрополит Александр обратился к собравшимся со словом архипастырской проповеди.

Суб­бо­та Ла­за­ре­ва и сле­ду­ю­щая за ней Неде­ля ва­ий до неко­то­рой сте­пе­ни яв­ля­ют­ся еди­ным празд­ни­ком: они име­ют об­щий тро­парь, по­свя­щен­ный со­бы­ти­ям этих двух дней. Кро­ме то­го, неко­то­рые ча­сти вос­крес­но­го бо­го­слу­же­ния, ко­то­рое невоз­мож­но со­вер­шать в Неде­лю ва­ий, т.к. это Гос­под­ский дву­на­де­ся­тый празд­ник, пе­ре­не­се­ны на суб­бо­ту.

Накануне праздника в пятницу на утре­ни, со­дер­жится несколь­ко вос­крес­ных тек­стов — тех, ко­то­рые при обыч­ном по­ряд­ке бо­го­слу­же­ния по­ют­ся толь­ко в вос­крес­ный день и яв­ля­ют­ся непре­мен­ной ча­стью вос­крес­но­го все­нощ­но­го бде­ния. Так, по­сле 17 ка­физ­мы по­ют­ся зна­ко­мые вос­крес­ные тро­па­ри по Непо­роч­нех Ан­гель­ский со­бор уди­ви­ся. Но что еще бо­лее уди­ви­тель­но — в Ла­за­ре­ву суб­бо­ту по­ет­ся Вос­кре­се­ние Хри­сто­во ви­дев­ше — тот текст, ко­то­рый мы по­ем толь­ко по вос­крес­ным дням и в пе­ри­од празд­но­ва­ния Пас­хи. Суб­бо­та Ла­за­ре­ва — это день, ко­гда мы уве­ря­ем­ся во все­об­щем вос­кре­се­нии «преж­де стра­стей» Хри­сто­вых, и еще преж­де Его вос­ста­ния ви­дим Вос­кре­се­ние Хри­сто­во в вос­кре­ше­нии Ла­за­ря. По­сле пе­ния ка­но­на воз­гла­ша­ют­ся сти­хи «Свят Гос­подь Бог наш» — это текст вос­крес­ной служ­бы. Хва­лит­ные сти­хи­ры по­ют­ся на 8, как в неде­лю, а их Бо­го­ро­ди­чен «Пре­бла­го­сло­вен­на еси, Бо­го­ро­ди­це Де­во…» взят из вос­крес­ной служ­бы. За пред­пи­са­ни­я­ми Уста­ва сто­ит стрем­ле­ние явить нам со­дер­жа­ние со­бы­тия и его ис­тин­ный смысл. Служ­ба яв­ля­ет­ся по су­ти вос­крес­ной, и Ла­за­ре­ва суб­бо­та пред­вос­хи­ща­ет ра­дость Пас­хи. Бо­го­слу­жеб­ные тек­сты недву­смыс­лен­но сви­де­тель­ству­ют о вос­крес­ном ха­рак­те­ре бо­го­слу­же­ния это­го дня.


«Сегодня в церковном календаре особая суббота – суббота перед Вербным воскресеньем, именуемая Лазаревой. В этот день мы, «душеполезную совершившие Четыредесятницу», призываемся Церковью вспомнить чудо воскрешения Христом своего друга - праведного Лазаря. Это событие Святая Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Господа нашего Иисуса Христа, и вместе с тем, уверение Его человеческой природы. Внимательно вслушиваясь в сегодняшнее евангельское повествование, мы видим во Христе Его Богочеловечество: две природы, два действа, два хотения. Как Бог всеведущий Он возвестил ученикам Своим о смерти Лазаря, не быв уведомлен об этом. Как истинный человек Иисус Христос пришел в Вифанию, где жил и умер Лазарь, и видя сестру умершего друга своего рыдающую и пришедших с нею плачущих, Он Сам прослезился, и как незнающий спросил: «где положисте его?». Как истинный Бог, Спаситель после краткой молитвы к Отцу Небесному всемогущим словом своим воскрешает Лазаря на четвертый день по смерти его, избавляя от мрака смерти и тления. «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже...». Для христиан воскрешение Лазаря стало залогом того, что Бог способен воскресить и всех иных умерших людей, это подтверждение, уверение всеобщего воскресения. Празднуя Лазареву субботу, мы с вами исповедуем всем сердцем веру в жизнь будущего века, которая ожидает каждого из нас. Мы торжествуем начало победы над смертью, небытием и разрушением». Из проповеди митрополита Александра.