6 марта 2021 года – Вселенская родительская суббота (мясопустная).
Святая Церковь, посвящая заключительную подготовительную неделю перед Великим постом напоминанию о последнем Страшном Суде Христовом, установила ходатайствовать в эту субботу за всех, «от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний», особенно же за скончавшихся внезапной смертью. В синаксаре (уставном поучении) мясопустной родительской субботы говорится: «святые отцы, движимые человеколюбием, установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, - когда бы, где бы и как бы ни окончил земную жизнь, - не лишился молитв Церкви».
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную Литургию в Вознесенском кафедральном соборе города Алма-Аты.
Предстоятелю Православной Церкви Казахстана сослужили: управляющий делами Православной Церкви Казахстана епископ Каскеленский Геннадий, епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил (Среднеазиатский Митрополичий округ); духовник Алма-Атинской епархии архимандрит Иоанн (Сазонов), игумен Феодосий (Белобородов), руководитель отдела по связям с общественностью Митрополичьего округа, ключарь Вознесенского кафедрального собора протоиерей Александр Суворов, заместитель ключаря Вознесенского собора иерей Андрей Шкляр, руководитель отдела Алма-Атинской епархии по канонизации святых иеромонах Иаков (Воронцов), иеромонах Димитрий (Першин), руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), руководитель административного секретариата Главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров; протодиакон Николай Гринкевич, руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Андрей Плетень, диакон Димитрий Савченко, диакон Виталий Быструшкин, диакон Евгений Есауленко, диакон Богдан Бойко.
Песнопения исполняли хор Митрополичьего округа (регент – Заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников, хормейстер – В. Дударева) и хор Вознесенского собора (регент – Н. Зубревич).
На заупокойной ектении были помянуты все «от века и до дне сего скончавшиеся православные христиане»; сугубые молитвы возносились о приснопамятных казахстанских иерархах, в числе которых – первый святитель Туркестанской епархии архиепископ Софония (Сокольский) и подвижник благочестия митрополит Иосиф (Чернов), о почивших священнослужителях и монашествующих, подвизавшихся в Казахстане; поминались вожди и воины на поле брани жизнь свою за веру и Отечество положившие, все «в годину лютых гонений от безбожников умученные и убиенные, от голода, холода, ран, болезней и непосильных работ скончавшиеся, и все православные христиане, в земле Казахстана в вере и благочестии пожившие».
Проповедь по запричастном стихе произнес иеромонах Иаков (Воронцов).
По отпусте Литургии иерарх обратился к собравшимся со словами проповеди о важности поминовения усопших, после чего была совершена панихида по всем «от века и до дне сего скончавшимся православным христианам».
«Церковь имеет великую силу, необыкновенную власть, дарованную ей Богом, изменять участь умерших ее чад. Мы приносим в храм записки с дорогими нашему сердцу именами, усердно молимся об оставлении вольных и невольных грехов «прежде нас живших и скончавшихся сродников и ближних наших», подаем просфоры, из которых в самом начале Литургии, во время Проскомидии на святом жертвеннике вынимаются частицы. И во время Божественной службы настает очень важный, духовно значимый момент – все эти частицы погружаются в чашу с Пречистой и Животворящей Кровью Господа Иисуса Христа. При этом произносится молитва: «Отмый Господи грехи всех зде поминавшихся Честною Твоею Кровию молитвами святых твоих». Об этом священнодействии свидетельствует святитель Иоанн Златоуст: «Святые апостолы не напрасно установили обычай поминовения наших скончавшихся о Господе близких во время Таинства святой Евхаристии. Святые апостолы учредили это, поскольку знали, что эти молитвы приносят умершим многий прибыток и многую пользу». Наши сродники, близкие и знаемые, имена которых написаны в поминальных записках, получают благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле Бескровной жертвы. Те праведники, которым по особенному Божественному промышлению были открыты тайны загробной жизни, свидетельствуют, что величайшего утешения и неизреченной радости сподобляются души усопших, когда проливается за них церковная молитва, приносится Бескровная Жертва святой Евхаристии». Из проповеди митрополита Александра.