История

Нефритовая подвеска из Чуйской долины

Находки несторианских нательных крестов и сходных им по размерам и функциональному назначению христианских культовых предметов (подвески с изображениями христианскими символами), изготовленных из различного материала: металл – бронза, серебро, камень – нефрит являются достаточно распространенными в Жетысу и, в особенности, в Чуйской долине . В частности, среди находок, сделанных при раскопках второй (поздней) несторианской церкви Ак-Бешима (Суяба) наряду с многочисленными изображениями крестов на терракоте и керамических штамов, следует отметить нательный нефритовый крест . Само строение церкви датируется X -началом XI вв. Другой нательный крест из нефрита найден на Краснореченском городище .
В ходе археологического обследования городища археологом Ф.П. Григорьевым в яме на берегу реки была найдена подвеска из полупрозрачного светло-серого нефрита.
Находку трудно назвать поделкой тонкой выделки, впрочем, как и многие другие аналогичные предметы, за исключением краснореченского креста. Подвеска подпрямоугольной формы (3,5х3,1х0,5 см), очевидно ушко для подвешивания предмета было отломано. На поверхности лицевой стороны (более зашлифованной) рельефно вырезан крест – широкий и равноконечный (по-видимому – несторианский). Лопасти креста – представляют собой четырехугольники подквадратной формы, разделенные на мелкие квадраты пятью-семью прочерченными крест на крест рельефными линиями. Кроме того, в центре подвески - месте перекрестия лопастей, в просверленном насквозь отверстии (диаметром 0,5-0,6 см) – вставка цилиндрической формы, выточенная из минерала зеленного цвета (жадеита ?), Точная датировка найденного предмета затруднена, так как была найдена не в определенном слое, а в яме, обнаженной эрозией почвы берега реки, среди фрагментов керамики VIII-X вв., в тоже время хорошо согласующаяся с керамикой хронологически.
Находка подвески с христианской символикой служит дополнительным доказательством наличия в городе христиан несторианского толка, наличие которых было отмечено ранее в результате археологических раскопок, вскрывших винодельню городища, пол которой был вымощен жженым кирпичом с прочерченными на них изображениями крестов . Уже неоднократно отмечалось, что производство вина в регионе находилось в руках христиан (несториан). В мусульманский период зороастрийцы свои винодельни, очевидно, вынуждены были закрыть, а следов широкого распространения иудаизма в Жетысу, пока не найдено. В этот период производством и хранением вина занималась несторианская церковь. В частности, во второй церкви на Ак-бешимском городище часть боковых помещений была использована в качестве винодавильни и хранилищ для вина. Можно предположить наличие церковки и на городище Актобе, особенно если предположить, что вино играло значительную роль именно в культовой жизни несториан. Открыта винодельня и на городище Красная Речка А.Н. Бернштамом.
История использования минерала для поделок уходит в эпоху неолита, уже тогда нефрит был оценен за его удивительные свойства — крепость (в два раза прочнее стали), вязкость, стойкость к истиранию и воздействию, а также его эстетические свойства: глубокий и ровный тон окраски, прозрачность и способность принимать зеркальную полировку. Небольшие по размеру гальки нефрита по внешнему облику напоминают почку. В древности считали, что нефрит обладает многими лечебными свойствами: приносит успокоение, излечивает почечные болезни, с чем и связано его название (от греч. (нефрос)—почка). Особенно большой популярностью пользовался нефрит в Древнем Китае . Ферсман назвал нефрит национальным камнем Китая.
Главным центром добычи нефрита был город Хотан в Восточном Туркестане, который поставлял на рынки наряду с мускусом в изобилии еще и нефрит. Было бы логичным связывать, распространение нефритовых поделок в регионе с влиянием Китая, а относительно несторианских предметов из нефрита, то они могут получить распространение с cередины VII в. – времени проникновения несторианской миссии в области Центрального Китая, и особенно со второй половиной IX в. – временем запрещения всех религий в Китае (845 г.), за исключением традиционного даосизма, когда другие религии, даже буддизм, также считавшийся иностранным прекратили свое легальное существование в Китае. Известно свидетельство несторианского монаха от 980 г., вернувшегося из Китая, посланного туда из Багдада для того, чтобы найти оставшихся после гонений христиан, но так и не обнаружившего живых остатков христианства . Хотя остатки известной церкви, найденной неподалеку от Гоачани с христианскими фресками внутри датируются IX-X в., т.е. в Западном Китае и Восточном Туркестане христианство все же существовало некоторое время после запрещения религий в районах Центрального Китая, однако, прекратившего свое существование к концу X в.
Одним из центров несторианства Центральной Азии в средние века была Чуйская долина, по которой проходила трасса Великого Шелкового пути. При этом уверенно можно говорить о широком проникновении христиан (несториан) в регион с VI в. связывать которое нужно с согдийцами (ортодоксальное христианство проникает в Согдинану в IV в, в Мерв – начало III в., уже к концу III в. в Персии, маздеиздским жрецом Картиром были организованы значительные гонения на христиан ). Согдийцы, основавшие свои укрепленные поселения и города вплоть до Ордоса были, главными хозяевами большого торгового пути и им легко удавалось преодолевать различные политические, религиозные и иные препятствия. Это был рискованный бизнес, но суливший хорошие прибыли. Согдийцы легко перемещались по землям этнически родственных государств Сасанидского Ирана, Парфии, достигая центров Римской Империи, приняв христианскую веру, в то время как другие согдийцы, ходившие в кушанские земли принимали буддизм . Не существовало препятствий для согдийцев, чтобы принять иную традицию или же успешно проповедовать свою религию в самых отдаленных уголках Азии. Известный исследователь восточного христианства начала двадцатого века Альфонс Мингана говорил о двадцати епископствах, в землях к востоку от Амударьи . Известно об основании несторианского епископства в Самарканде – столице Согда в V в ., позднее преобразованного в митрополию.
Несмотря на то, что сирийский язык был языком литургии несторианской церкви, согдийский язык был основным языком общения на Великом Шелковом пути на протяжении нескольких столетий. Среди несторианских текстов, найденных в бассейне р. Тарим в начале двадцатого века значительная доля на согдийском языке, а у большинства прослеживается факт перевода с согдийских версий. В значительной степени на согдийском языке по всей Азии распространилось не только христианство, но и буддизм и манихейство . Христианские тексты на согдийском языке, неизвестные до начала XX в. позволили исследователям лучше представить отдельные черты несторианства региона. Открытие несторианских текстов – заслуга немецких экспедиций 1902-1914 гг. в Таримском оазисе. Тексты происходили из монастыря из Баялыка, располагавшемся в IX-X вв. на севере оазиса, одновременно с церковью в Гоачани.
Несправедливо было бы не упомянуть о христианстве среди тюрок Средней Азии. О первом знакомстве тюрок с христианством пишет А. Мингана и относит этот факт приблизитекльно к 550 г., когда священники из Персии проповедовали христианство, а также пытались приспособить сирийскую графику для тюркского языка . Очевидно, об этом же пишет и А. Акишев, упоминая об обращении многих тюрков между Аму и Сырдарьей, начиная с 544 г., а в 549 г. посвящение епископа эфталитов, которых стали называть гунны-хриcтиане. К 644 г. относятся известия о том, что митрополит Илья Мервский смог произвести сильное впечатление на тюркского правителя тем, что несколько раз останавливал бурю крестным знамением . К концу VIII в. назрела необходимость учреждения тюркской митрополии в Средней Азии, она была учреждена при патриархе Тимофее в 781-782 гг., очевидно в Самарканде (Bet TurKaye) , также Мингана приводит письменные свидетельства успеха миссионеров, вместе с торговым караваном, отправившиеся в земли тюрков и докладывавшим о дальней поездке и успехе миссии патриарху в письме . Есть некоторые данные и об учреждении епископства в Отраре – столице огузов, обратившихся в христианство .
Традиционно к 1007 г. относят известия источников о крещении 200 тысяч тюрков и монголов (кераитов ?). Об этом пишет яковитский писатель Бар Эбраус, которому это событие было подробно описано торговцами, предположительно согдийцами . Вопрос о племенной принадлежности поднимался исследователями, но мало кто сомневается в больших масштабах обращения кочевников Центральной Азии в христианство. Известно, что именно этот факт привлек внимание католической церкви и вызвал поток путешественников, а затем и миссионеров XII-XIV вв. из Западной Европы.
Уже при каракитаях в 1180 г. была учреждена митрополия Кашгара и Невакета, осуществлявшая руководство церковной жизнью Восточного Туркестана и Семиречья. Митрополия в Семиречье могла возникнуть только объединяя нескольких епископств, существовавших ранее, а также с приходом кара-китаев с востока и значительная часть которых исповедовала христианство.
Очевидно, что публикуемая находка из нефрита является достаночно распространенным предметом несторианского культа для региона не только Чуйской долины, но и всего региона, в значительной степени объединенного общей культурной жизнью - Восточного Туркестана и Семиречья в период IX – начала XI вв. и связан с оттоком несториан и в первую очередь сирийских и персидских проповедников из Китая на запад и север. Хотя новый расцвет несторианства в Китае, Восточном Туркестане, Семиречье будет наблюдаться в составе Монгольской Империи в XIII-XIV вв. снова произойдет культурное взаимодействие Китая и Семиречья.

(авт. Григорьев Ф.П., Железняков Б.А, фото О.Белялов (+2020))