История

О несторианстве Семиречья в средние века

Железняков Б.А. О несторианстве Семиречья в средние века//Известия МОН РК. Сер. обществ. наук, № 1. Алматы, 2002. С. 296-307.

 Железняков Б.А.

О несторианстве Семиречья в средние века.

 История христианства Жетысу является одновременно частью общехристианской истории, наряду с тем, что многовековая история христианства  оставила свой особый след в многогранной  истории религий этого региона.  Семиречье, издревле известное своим гостеприимством, занимая выгодное географическое положение, являлось одним из основных перекрестков торговых путей Евразии. Жители региона, заслуженно считавшегося одним из очагов древней культуры Азии, живо интересовались религиозными и философскими учениями и отбирали все лучшее и совершенное, что было известно об Истине у разных народов.

        Из истории христианства известно, что в первые века нашей эры христиане терпели жестокие притеснения и гонения на религиозной почве. Но вопреки запретам христианство быстро распространилось из восточных пределов Римской Империи (Передняя Азия) на запад державы и в IV в. стало официальной религией государства Армения. Религия распространялась и на Восток еще с апостольских времен и достигла своего расцвета к IX-X вв. По мнению одного из ведущих исследователей истории Христианской Церкви Востока из Японии Джона Янга  к 800 г.  восточнее г. Дамаска насчитывалось большее количество христиан, нежели западнее этого города[1]. 

      По  христианским преданиям известно о дальних поездках апостолов, не только по территории Римской Империи, но и далеко за ее пределы - Северо-Западную Индию, Скандинавию и другие земли с целью распространения христианского учения. Традиционно считается, что мученичество апостола Фомы имело место в Индии в Мадрасе в 53 г. н.э.[2] . Имеются также сведения, что ап. Андрей, который благовествовал в Великой Скифии пересек земли теперешней территории Западного Казахстана, достигнув Согдианы и по своему обыкновению воздвиг Крест в горах Ургут около Самарканда, где позже расцвело христианское поселение с монастырем Вазгерд[3]. 

       Таким образом, первый контакт христианства с населением Центральной  и Восточной Азии должен был состояться еще в середине I-го века н.э. По-видимому,  проповедники новой религии шли уже известными путями торговых караванов, проповедуя не только в крупных торговых городах, но и в отдаленных, небольших поселениях. Об апостольской проповеди в Центральной Азии письменных известий не сохранилось, но понятно, что в этот исторический период или чуть позже, христианских проповедников не могли не привлекать народы, населявшие этот регион и, стоявшие на высокой ступени культурного и политического развития, находившиеся  недалеко от центров зарождения и распространения христианской религии. В письменных источниках недостает информации о христианской миссии в этом регионе и позднее. В этой связи,  особую ценность приобретают археологические исследования.

      По свидетельству Бируни, первые христиане в Средней Азии,  появляются спустя 200 лет после возникновения христианства. Он сообщает о проповедях священника Барахии среди христиан Мерва. Это наиболее раннее сообщение о христианах Средней Азии в письменных источниках[4]. Археологические материалы подтверждают существование христианского храма в пригороде г. Мерва, обнаруженного под погребальными сооружениями III-IV вв.[5] С VI в. несториане стали брать контроль в  землях, традиционно окормляемых Церковью Востока; и лишь только архиепископия Хорезма (Квалис) оставалась ортодоксальной и  входила в состав Антиохийского патриархата, имела постоянные сообщения с Византией и Русью до монгольского нашествия.

    До конца XIX века историческая наука располагала незначительным количеством археологических памятников, связанных с христианством, на территории Центральной и Восточной Азии.  К ним относились - тюрко-сирийская надпись 781 г. на камне, найденная в XVII в. близ города Сиань, где даются сведения о церковном устройстве: в каждом округе Китая (более 300 округов) был монастырь, где осуществлялись многочисленные переводы с сирийского на китайский язык, перечень церковной иерархии несториан и местных священников, относящаяся к VIII в.[6] А также - надгробные камни (кайраки) с изображениями несторианских крестов и тюрко-сирийскими надписями, относящиеся к XIII-XIV вв. Кайраки были обнаружены в Жетысу.  Отметим, что китайская стела  связана с началом появления христиан-несторианцев  в Центральной и Восточной Азии (781 г.), а надписи на кайраках – в основном, к концу пребывания несториан в этом регионе (XIII-XIV вв.). О несторианах этого последнего периода содержатся некоторые сведения в кратких Восточных хрониках, но значительно полнее – в описаниях западных путешественников,[7]  к интерпретациям, которых нужно относиться осторожно. Известно, о той неоднозначной роли, которую, по-видимому, сыграли католические миссионеры в XIII-XIV вв. именно в районе Жетысу, преследуя свои конфессиональные интересы и принеся в Центрально-азиатский регион межконфессиональную вражду[8].

     В последнее время в Казахстане и Средней Азии было сделано множество археологических открытий, свидетельствующих о широком распространении здесь христианства несторианского толка в средние века[9]. Но, с сожалением, нужно констатировать, что и собранный археолого-эпиграфический и нумизматический материал по христианской тематике и теперь, не дает возможности полностью представить  жизнь несториан Жетысу, составлявших заметную часть  средневекого оседлого и кочевого населения региона на протяжении более чем полутысячелетия. Справедливости ради, необходимо отметить, что китайские письменные источники, фрески  и др. дают гораздо больше информации о жизни своих несториан[10].

    Географическая близость Жетысу и Южного Казахстана к Средней Азии, а также к регионам Среднего и Ближнего Востока предопределила тесное их культурное и политическое взаимодействие с глубокой древности, в том числе и религиозное. В средние века для распространения религий важную роль играл Великий Шелковый путь, северное направление которого переместилось в VI-VII вв. на территорию Южного Казахстана и Семиречья, где происходило бурное развитие городов Западно-тюркского каганата: Отрара, Испиджаба, Тараза, Навакета, Суяба[11]. Христианские миссионеры шли  по дорогам, уже проторенными представителями других религий и верований, распространявшихся издревле в регионе во всевозможных направлениях. В Центрально-азиатском регионе христианские проповедники встретились с гораздо более пестрой религиозной ситуацией, чем в Римской Империи.  Распространение христианства здесь происходило наряду с буддизмом, манихейством и зороастризмом[12] и различных видов шаманизма (язычества) - традиционной религии кочевых племен. Религиозная ситуация несколько запутывается с принесением христианских еретических толков, в частности несторианства.

     Вскоре после упрочения христианства в качестве государственной религии Римской Империи оно было подвергнуто разделению ересями. И если арианство (ересь Ария), распространенное  исключительно на территории самой Восточной и Западной Римской Империи никак не затронуло Центральную Азию, то  несторианство (учение патриарха Нестория), не прижившееся в Византии[13], начало  быстро распространяться за ее пределами, в восточном направлении (Персия и Центральная Азия).  Здесь, на Востоке, Ортодоксальное христианство (Константинопольская церковь), не успевшее как следует закрепиться к середине V в. постепенно начало сдавать позиции под мощным напором несторианской проповеди. Непростые взаимоотношения двух церквей отчетливо прослеживаются на примере Персии, где несториане действовали зачастую чужими руками. Только в 902 г. православный митрополит багдадский изгнан халифом по наветам несторианского патриарха, и православная паства примкнула в большинстве к несторианам.[14]  Хотя, еще в 622 г. царь персов Хозрой ограбил православные церкви и дозволил оставаться христианам только при условии подчинения патриарху несториан, уже известных враждебностью Константинополю.[15] Мелькиты (ортодоксальные)  стойко держались своего исповедания до последней возможности, потеряв которую постепенно переходили в лоно несторианской церкви[16].  Те же процессы наблюдались и на территории Центральной Азии. Судя по археологическим материалам, только в Хорезме, мелькиты оберегали чистоту своей веры дольше, чем в других местах.[17]

   События в Византийской Империи  самым непосредственным образом отразились на межконфессиональных отношениях христиан Центральной Азии.  С V по X вв.  на территории Центральной Азии происходило разделение христиан  на мелькитов и несториан. Позднее определенное число последователей было и у яковитов, признававших в Христе одну только божественную природу. Также, есть свидетельства присутствия миссии братьев армянских, в чьем монастыре на берегу оз. Иссык-Куль, по преданию, находились мощи Апостола и Евангелиста Матфея.[18]

    В этой связи, вполне объяснимым было стремление несториан, отделившихся от церкви,  утвердить свое учение в новых землях, где христианство еще не пустило корни. Родина  несторианства - Сирия, находилась на востоке Византийской империи.  Именно восточное направление являлось перспективным для распространения новой религии: Сасанидский Иран, регионы к востоку и северу от него. Следующим шагом несториан после проповеди своего учения, было обустройство религиозной организации на новых землях. Несторианская церковь, заимев собственную догматику, создавалась с учетом всех внешних церковных правил и  всеми прилагающимися атрибутами - со своим патриархом-католикосом Востока, делением  на множество митрополий, церквями и монастырями, то есть со своими иерархией и канонической территорией.

      В свою очередь, стремление несториан образовать свою церковь полностью совпало с интересами политической верхушки Персии – иметь собственную церковную организацию, соперничающую с церковью Византийской империи. В Персии образовалась национальная христианская церковь с богослужением на персидском языке, оказавшая влияние на распространение христианства в Средней Азии и в Китае, так и на дальнейшую жизнь Персии; персами-мусульманами до сих пор употребляются названия дней недели, заимствованные не у мусульман-арабов, но у персов-христиан[19]. Несторианство едва не стало господствующей религией в государстве и накануне прихода сюда мусульманства[20].   Таким образом,   Персия стала второй родиной несторианства.

    К VII в. и последующему времени относятся памятники христианской и манихейской литературы на языках среднеазиатско-иранском (согдийском), тюркском и китайском, свидетельствующие о шедшей из Персии широкой религиозной пропаганде. В этот же период были основаны парсийские и христианские колонии в Индии[21]. В Семиерчье, Ордосе и Монголии формируется федерация согдийских  городов. Найденные здесь тексты показывают, что согдийско-христианские тексты переводятся с сирийских оригиналов, литургия совершается на согдийском языке[22].

   О проникновении согдийцев в регион Тараза особенно интенсивно с 580-731 гг. свидетельствуют археологические данные (захоронения, монеты)[23].  Тараз становится крупным торговым и политическим центром Юго-Западного Жетысу, региона, который становится все более заметным в региональной политике. В этой связи интересен факт встречи в Таразе посольств Византии и Персии в Каганат в 568 г. Именно в это время, широкое распространение среди жителей города имеют кроме христианства манихейство, зороастризм и буддизм[24]. Значительное присутствие среди согдийцев христиан-несториан подтверждается христианскими захоронениями в деревянных гробах в некрополе Тик-Турмас, иконографическими изображениями и другими предметами, обнаруженными в таразском городском некрополе № 1[25].

  В VII-VIII вв., несторианство  широко распространилось в городах Южного Казахстана и Семиречья. Во многих городах – Таразе, Мирки и др. появились и действовали несторианские церкви.[26] При патриархе Тимофее (780-819 гг.) несторианство было принято карлукским каганом Арсланом Иль Тюргуком (766-840 гг.), а  на рубеже  IX-X вв. была образована особая карлукская митрополия.[27] Христиане-несториане проживали и в городах  по Сырдарье[28].

В VIII в. открывается несторианская митрополия в Китае. Христианская община, наравне с буддийской, пользовалась в Турфане официальной поддержкой уйгурского правительства[29].

К началу IX в. несторианская церковь достигла расцвета, раскинувшись по огромным просторам Центральной и Восточной Азии. Патриарху были подчинены 25 митрополитов, каждому из которых еще по 10-12 епископов[30]. Сохранились сведения Рашид-ад-дина, что в XI в.  христиане обратили в свою  веру самый крупный из монгольских племен - кереитов.[31]  Примерно в это же время принял христианство народ онгутов.[32] В XII в.  была учреждена митрополия Кашгара и Навакета[33], последний находился в Жетысу, восточнее Тараза.

Первые сведения о христианских памятниках  Жетысу средневековья, как уже говорилось, стали появляться в научной и краеведческой литературе с конца прошлого века.  Поступление нового материала продолжается до нашего дня. В настоящее время, в распоряжении ученых имеются несколько видов несторианских памятников: намогильные камни – кайраки с изображениями крестов и тюрко-сирийскими эпитафиями, несколько нательных крестов, керамические сосуды с надписями и ваза с изображениями с христианской тематикой, остатки архитектурных сооружений. Наибольшее количество находок известно с территории, прилегающей к району озера Иссык-Куль.

Наиболее ранним архитектурным памятников на территории Семиречья является небольшая церковь VII-VIII вв. на городище Ак-Бешим (Чуйская долина), который отождествляется со столицей тюркских каганов Суябом.  Церковь была построена за пределами центральной части города – квадратного  шахристана, в 165 м от его восточной стены на укрепленной территории. Она состояла из квадратной в плане постройки (36х15 м.), перекрытой куполом, и прямоугольного двора. Стены - из пахсы и сырцового кирпича. Алтарное помещение размером 5,3х4,8 м с тремя нишами и входом на осях оштукатуренного ганчем, в котором сохранились остатки росписи, выполненной яркими красками. В завале одной из ниш найден бронзовый нательный крестик[34].

       Христианские церкви действовали также в Таразе и Мирки (Таласская долина). Из письменных источников известно, что позднее, в IX в. они были приспособлены под мечети[35].  В 893 г. Исмаил ибн-Ахмад взял Тараз и “обратил” главную церковь этого города в мечеть”[36]. Можно назвать подобную практику общемировой.  Некоторые из больших церквей были обращены или частично перестроены мусульманами, например собор св. Иоанна Крестителя в Дамаске, на месте которого в VI в. была построена великолепная мечеть[37]. Но, вообще христиане сохраняли свои храмы; новые церкви и монастыри долгое время строились беспрепятственно; так называемый договор Омара, по которому христиане обязались не строить новых церквей и не исправлять старых, появился гораздо позже. На всем пространстве халифата, от мыса св. Викентия у юго-западной оконечности Португалии до Самарканда, упоминаются богатые христианские обители, за которыми сохранялось их недвижимое имущество. Христиане халифата беспрепятственно сносились с христианским миром и принимали оттуда пожертвования[38].

       Та же картина наблюдалась и в Жетысу, в XIII в. о христианах Илийской долины, которые имели свои церкви, в Каялыке (Кайлаке), а также свое селение, сообщает Вильгельм Рубрук, по его словам, в Каялыке имелось три храма, принадлежавших несторианам. За Каялыком, поблизости, в трех лье Рубрук нашел совершенно несторианское селение с церковью, заходя в которую он пропел : “Радуйся царица небесная”[39].

    Кроме несторианских церквей и поселений, известны и монастыри, что возможно, должно свидетельствовать об утверждении христианской веры у населения.  Наибольшее  их количество известно в Китае и в Восточном Туркестане, где они появляются с начала VI-го в.

      В Семиречье также должны были быть монастыри. Один  из них, уже упомянутый выше, но пока не обнаруженный, был нанесен  в 1375 г. на Каталонскую карту, где на северном берегу озера Иссык-Куль было изображено здание, увенчанное крестом и пояснительной надписью: “в этом монастыре братьев армянских, в котором , говорят пребывает тело Св. Матфея, Апостола и Евангелиста”[40]. П.П. Семенов-Тяньшанский, видевший эту карту в Венеции в 1850 г., считал, что монастырь находился в Бухте Курменты (между селениями Светлый Мыс и Тюп).[41]

    Вопрос, достаточно спорный, о чем свидетельствует еще дореволюционная литература[42], однако, обращает на себя факт перенесения Амиром Тимуром мощей иудейского пророка Даниила из Персии в Самарканд. Также в Самарканд, им же были переселены армяне со священником Карапетом Джугаеци, который впоследствии стал епископом общины.[43] Армяне с христианством григорианского толка, представлявшим собой антитезу несторианству в виде глубоко мистического учения, с сакральными таинствами и обрядами, сильно отличавшимися от несториан и в жизни, очевидно, привлекали больше симпатии среднеазиатского правителя. Известно, и об увлечении Тимура наиболее мистическим учением Ислама – суфизмом. То есть, на лицо стремление утвердить  в умах и душах людей мысль о единстве Бога путем их знакомства и нахождения в лоне наиболее мистических учений монотеистических религий (мусульманства, христианства и иудейства).

Возможно, руины другого монастыря, сохранились в горах Центрального Тянь-Шаня вдали от средневековых памятников и даже дорог, в 20 км от современной границы с Китаем и известны сейчас под названием Таш-Рабат. Сложенного из колотого сланцевого камня при отсутствие оконных (единственный вход был с востока). Таинственный вид постройки породил множество легенд, которые связывают ее с событиями Тимуридского времени и лишь одно предание сообщает о миссионерской деятельности религиозной общины прибывшей сюда “из Рима”.[44] Комплексное исследование, позволило передатировать постройку X в. и трактовать ее как жилище монастырского типа[45]. Очевидно, что условия жизни в этом монастыре были очень аскетичными. Известно значительное число предметов, связанных с христианским культом или бытом христиан средневекового периода. Найдено несколько серебряных, бронзовых нательных крестов, известна и случайная находка нефритового креста. Большой интерес представляет керамическая ваза Иссык-Куля, покрытая синей глазурью и изображением сцены с 12 апостолами[46]. Серебряная посуда, найденная в 1923 г. на Новопокровском городище в Чуйской долине.  При раскопках Тараза в слое VI-VII вв. была найдена керамическая кружка  с сирийской надписью: “Петр и Гавриил”. А.Ю. Борисов, считал, что эта надпись принадлежала христианам – яковитам, что достаточно спорно[47].

   Обнаружены христианские предметы и в регионе совсем близком к г. Алматы. При  раскопках городища Талгар найдены “следы христианства в несторианской (по мнению исследователя) форме (бронзовая скульптурка Распятия Христа, бронзовый крестик, изображения крестов на бронзовых цилиндрах)”[48].  Имеются и другие находки предметов несторианского культа в Жетысу. Несторианский нательный крестик VII-VIII вв. был обнаружен в одном из погребений некрополя Костобе (средневековый город Джамукат)[49]. Предмет с изображением равноконечного креста, предназначенный для вложения каких-либо предметов, связанных с культом,  видимо – крест-мощевик, был обнаружен в последние годы при раскопках городища Кулан в Жымбылской области, пока эта находка не опубликована.

   К выдающимся произведениям “религиозного искусства и религиозной символики” среднеазиатских христиан, тюрок по этнической принадлежности[50] относятся кайраки – надгробные камни с несторианской символикой и тюрко-сирийскими надписями. Основное число их было обнаружено в Семиречье и Восточном Туркестане в конце XIX- нач. XX вв., но находки случаются и сейчас. Кайрак – это обкатанная горной рекой галька, посередине которой выбивали крест несторианской формы, иногда фигурный, с петлями по углам и сопровождался надписями. Надписи имеют дату по селевкидской эре, затем дату по тюркскому календарному животному циклу, имена усопших и их родителей (сирийско-христианские или тюркские). 

   Известно более 700 кайраков из Семиречья. Большинство из них происходят с двух кладбищ - некрополя городища Кара-Джигач и некрополя городища Бурана, (в краеведческой литературе конца XIX – начала XX вв. они именуются соответственно «кладбище близ Пишпека» и «кладбище близ Токмака»). В конце XIX в. были произведены раскопки более 100 могил и найдены намогильные валуны-кайраки, около десятка из которых находилось на поверхности, остальные - около 700, под землей, на глубине до 20 см. 18 кайраков хранятся в фондах Ценрального Музея Республики Казахстан.  Описание одного из этих кайраков  и перевод перевод эпитафии, выполненный Д.Хвольсоном, приводим ниже.

   В центре плоской грани выбит углубленный «несторианский» крест и восемь строк тюрко-сирийской надписи (две горизонтальные строки над крестом и две под ним, две вертикальные слева и две справа от креста): «В год 1650 [=1339 г.]…, это год зайца, по-тюркски табышкан. А это могила Шелиха, священника очень потрудившегося для Сиона, благословен всеми был».

Так же в собрание фондов музея входит обломок (10х20 см) необычной несторианской иконы – терракотовой плитки, происходящей из Тараза[51], см. рис. ниже.

     Надгробные камни, также были обнаружены на Краснореченском городище, в  ущелье Джууку в Прииссыккулье, на Алмалыке (Илийская долина) и возле здания Таш-Рабат в горах Центрального Тянь-Шаня.  Почти все намогильные камни датируются XIII-XIV вв., кроме четырех из Краснореченского городища, даты двух прочитанных – 789 и 909 гг. н.э.[52]. Это наиболее ранние из имеющихся ныне надгробных эпитафий семиреченских несториан. В ряду христианских древностей Средней Азии они следуют после находок из Мерва, Самарканда и Ургута, где эта категория памятников датируется VI-VII вв.[53] Еще более ранние – V-VI вв. были обнаружены в Сирии[54].

  Таким образом, намогильные камни-кайраки с тюрко-сирийскими эпитафиями являются наиболее изученной и самой многочисленной категорией памятников материальной культуры христиан не только Жетысу, но и Центральной Азии. Со второй половины VIII-го в. (время принятия христианства тюрками)  до конца XIV в. (гибели жетысуйских несториан)[55] прослеживается обычай отмечать могилу каменным или кирпичным кайраком с выбитым на его лицевой поверхности равноконечным крестом с эпитафией, сделанной сирийским письмом. Этот обычай, зарегистрированный как в самой Сирии, так и за ее пределами в соседних областях Ближнего Востока еще до появления христианства[56], стойко сохранялся и на территории Жетысу несторианскими христианами. Определенным подтверждением окончания действия несторианской миссии в Жетысу являются результаты прочтения Радловым одного из кайраков: “эти трое умерли в мусульманстве”, что позволило Хвольсону высказать мысль о прекращении несторианства вскоре после половины XIV в.[57] Как это произошло пока не выяснено, но понятно, что церковь постепенно теряла свою недвижимую собственность, главный источник своего благосостояния[58]. В настоящее время приверженцы несторианского учения сохранились в отдельных районах Ирака, Сирии и Турции.[59]. Сыграв определенную роль в деле проповеди общехристианских ценностей, все же, с точки зрения двухтысячелетней христианской истории, несторианство – одно из множества христианских еретических ответвлений. С догматической точки зрения была допущена ошибка в Символе веры, о том, что у Иисуса Христа человеческая природа, как до соединения, так и после соединения с природой Божественной была полная и самостоятельная[60].  Соответственно, Богородица представлялась лишь Христородицей или человекородицей.

      Следствием переосмысления ключевого догмата, является еще более вольное отношение с второстепенными. Это отказ от изображения Распятия, так как  несториане стыдились показывать Христа, пригвожденным ко Кресту, впрочем, как и от любых других изображений-икон. Кресты на надгробиях в большинстве случаев имели вид украшения, лишь символически напоминающего о кресте, как орудии казни. Однако, по свидетельству  Рубрука, были  и исключения из правил. Так, за сундуком, служившим алтарем, Рубрук видел “изображение, имевшее крылья, как у святого (?), видимо неточность перевода - архангела Михаила и другие изображения, вроде епископов, державших пальцы для благословения”[61].  По мнению исследователей,  отсутствие религиозной живописи и подобные исключения было связано с соответствующими канонами, сложившимися в результате реформ XII-XIII вв.[62]

Обращает на себя внимание и то, что летосчисление несториан велось от Селевкидской эры, а не так как во всем христианском мире от Cотворения. Большинство имен несториан Семиречья, как и других регионов Центральной Азии были языческими или народными, что свидетельствует о  неприятии Священного Предания и, в частности, культа святых. Так же, о симбиозе христианства и местных верований свидетельствует трансформация оссуарного образа захоронения. Так, в Таразе обнаружены оссуарии с изображениями крестов, что явно шло вразрез с христианским обрядом захоронения, и учением Церкви о всеобщем Воскресении (форма оссуариев в виде юрты, в частности говорит о том, что христианство принимали оседавшие кочевые племена – тюрков).

С точки зрения исторической ретроспективы, на формирование мировоззрения народов Центральной Азии какое-то влияние, в средневековый  период истории, оказало и христианство несторианского толка, как чуть ранее - зороастризм, и др.  И в этой связи, думается, что психологию народа, его менталитет можно сравнить с антропологией. Память народная отбирает и соединяет, казалось бы, взаимоисключающие верования, обряды и пр. и оставляет в народной жизни виде принятия обычаев, примет, суеверий и т.д.  Думается, что не нужно специальных этнографических исследований, чтобы найти следы зороастризма или христианства и теперь у жителей Жетысу, по крайней мере, доброй памяти в народе о христианстве. В этой связи показательно, что, хотя  в XIV в. несторианство было вытеснено из Центральной Азии, но еще в 1603 г. владетель г. Джалиша (Карашар) в разговоре с миссионером Гоэсом хвалил христианство, говорил, что его предки исповедовали эту религию.[63]

    Таким образом, христианство несторианского толка имело значительное число приверженцев среди оседлого и кочевого населения средневекового Жетысу и оказало определенное влияние на  культурное развитие народов этого региона. Однако, будучи изучено недостаточно, требует дополнительных археологических исследований.

Орта ғасырлардағы Жетісу өңірінің несториандық діні туралы.

SUMMARY

This article makes  review of all known archaeological monuments and finds related to nestorian christians,  lived in Semirechye (Almaty and  Taraz region) since 5th-6th centures A.D. to the second half of the 14th century A.D. Nestorianism  was the most widely spreaded Christian  faith, but on the territory of the South-East Kazakhstan lived Melkhits, Jakobits and Armenian Grigoryans, which  were also Christians. Religion history of Middle Ages was very interesting, full of mixing and adaptations of different religions and philosophic doctrines.  Side by side to Nestorianism on this territory grown up Zoroastrism, Buddhism  and Manisheanism. Special attention pays to interrelations between Nestorianism and Islam, which came here in the end of the 9th century A.D. Of great interest is ethnic and linguistic belonging of  Nestorins of Semirechye region: Syrian preachers, some of Turkish tribes, Soghdians, Karluk tribes and others.

[1] John M.L. Young By Foot to China.//  http.//aina.org.byfoothtm#  Большинство арабских христиан живет на Ближнем Востоке: например, в Ливане 35-45 % от всего населения страны

[2] Ломанов А.В. Раннехристианская проповедь в Китае.//Китайский благовестник. № 1, 99, с.12.

[3] Архиепископ Владимир 

[4] Никитин А.Б. Христианство в Центральной Азии (древность и средневековье).// Восточный Туркестан и Средняя Азия, М., 1984, с. 123.

[5] Богомолов Г.И., Буряков Ю.Ф., Жукова Л.И., Мусакаева А.А. Шишкина Г.В. Христианство в Средней Азии // Из истории древних культов Средней Азии. Христианство. Ташкент. 1994, с. 10.

[6] Слуцкий С.С.  Семиреченские несторианские надписи //Древности Восточные. Труды Восточной комиссии. Т. 1. Вып. I. М., 1889, с. 2.  См. также: Ломанов А.В. Раннехристианская проповедь в Китае…, с.13-14.

[7] Путешествие в Восточные страны Плано Карпини и Гильома де Рубрука. Алма-Ата, 1993.

[8] Проскурин В.Н.  Первые шаги христианства в Средней Азии // Свет Православия в Казахстане № 2, 1992, с. 7.

[9] См.: Богомолов Г.И., Буряков Ю.Ф., Жукова Л.И., Мусакаева А.А. Шишкина Г.В. Христианство в Средней Азии // Из истории Древних культов Средней Азии. Христианство. Ташкент. 1994.

[10] См. Ломанов А.В. Раннехристианская проповедь в Китае…, с.13-14.

В начале 20 века в Китае были обнаружены и опубликованы восемь несторианских текстов. В 1908 году П.Пельо нашел два текста в пещерах Дуньхуана - "Сань вэй мэн ду цзань" (Гимн Святой Троице), датируемый приблизительно 800 годом н.э. и "Цзунь цзин" (Канон почитания), содержавший перечисление имен святых и китайских переводов несторианских священных текстов. Огромная работа по сбору и исследованию несторианских текстов была проведена японскими учеными. Работа "И шэнь лунь" (Единобожие) попала из Китая в руки Кэндзо Томиока в 1916 году и была опубликована с комментариями Тору Ханеды в 1918 году. Текст "Сюйтин мишисо цзин" (Канон Иисуса Мессии) был приобретен Дзюндзи Такакусу у некоего китайца в 1922 году сразу после землетрясения в Токио. 

[11] Байпаков К.М. Археологические исследования по программе ЮНЕСКО “Великий шелковый путь”  //Вестник АН Каз.ССР, 1991, № 12, с. 23.

[12]  Сенигова Т.Н. Вопросы идеологии и культов Семиречья (VI-VIII вв.).//Новое в археологии Казахстана. Алма-Ата, 1968, с.  51.

[13] В середине V в. после Эфесского и Халкидонского соборов происходит признание  несторианства – ересью,  факта отделения еретиков от единой соборной церкви, следует низложение  Нестория в 431 г., несторианство в 435 г. превращается в секту, а сам  Несторий заканчивает свои дни на окраине Египта в 440 г.

[14] Летопись церковных событий и поясняющих их гражданских от Рождества Христова до 1879 г. С-П.,  1880, с. 345.

[15] Там же, с. 249.

[16] Там же, с. 345.

[17] Богомолов Г.И. , Буряков Ю.Ф., и др., ук соч., с. 12.

[18] Cлуцкий С.С. Семиреченские…//ТВК Т.I. Вып. II, М., 1890, с. 189;    Бартольд В.В. Очерк истории Семиречья  //Соч., Т. 2, ч. 1. М., 1963,   с. 61.

[19] В.В.Бартольд. Культура мусульманства. М., "Леном", 1998, с. 9.

[20] Фрай Р.Н.  Наследие Ирана.  М., 1972. С. 325.

[21] В.В.Бартольд. Культура мусульманства…, с. 10.

[22] Кляшторный С.Г., Лившиц В.А.  Согдийцы в Центральной Азии // Формирование и развитие трасс Великого шелкового пути в центральной Азии в древности и средневековье. Тезисы докладов. Ташкент, 1990, с. 9.   Горячева В.Д., Перегудова С.Я. Пямятники христианства на территории Кыргызстана // Из истории Древних культов Средней Азии. Христианство. Ташкент. 1994, с. 86. (по материалам Краснореченского и Покровского городищ).

[23] Сенигова Т.Н. Средневековый Тараз. Алма-Ата, 1972, с. 210.

[24] Сенигова Т.Н. Вопросы идеологии и культов Семиречья (VI-VIII вв.).//Новое в археологии Казахстана. Алма-Ата, 1968, с. 51.

[25] Сенигова Т.Н. Средневековый Тараз…там же.

[26] Кляшторный С.Г.  Историко-культурное значение согдийской надписи // Проблемы востоковедения, 1959, № 5, с. 168.

[27] Там же.

[28] Байпаков К.М. Христианство Казахстана в средние века // Из истории древних культов Средней Азии. Христианство. Ташкент. 1994, с. 97.

[29] Кляшторный С.Г., Лившиц В.А.  Согдийцы в Центральной Азии …,с. 10.

[30] Проскурин В.Н.  Первые шаги христианства в Средней Азии // Свет Православия в Казахстане № 2, 1992, с. 5.

[31] Байпаков К.М. Христианство Казахстана…, с. 97.

[32] Кляшторный С.Г.  Историко-культурное значение согдийской надписи // Проблемы востоковедения, 1959, № 5, с. 168.

[33] Бартольд В.В. О христианстве в Туркестане в домонгольский период (по поводу семиреченских надписей) // Байпаков К.М. Христианство Казахстана…, с. 97.

[34] Горячева В.Д., Перегудова С.Я. Пямятники христианства на территории Кыргызстана // Из истории Древних культов Средней Азии. Христианство. Ташкент. 1994, с. 84.

[35] Байпаков К.М. Христианство Казахстана…, с. 97.  Волин С.Л. Сведения арабских и персидских источников. С. 80-82.