Публикации

Церковь в пост-индустриальном обществе

Мои друзья по Facebook предложили создать дискуссию на очень интересную тему. Какова будет роль Церкви, её место в пост-индустриальном, информационном обществе. 

Тема для обсуждения весьма обширна, но существует опасность уйти в привычные штампы и демагогию, что большей частью и происходит. 
Вообще что-либо прогнозировать в отношении Церкви вопрос неблагодарный: Её развитие не совсем совпадает с рамкой привычной аристотелевской логики, - оно нелинейно. 

Об этой нелогичности и даже абсурдности говорит Священное Писание и некоторые отцы церкви. Что в историческом аспекте, что сейчас совершенно очевидно - любая другая организация, управляющаяся таким образом и имеющая в своем составе такое количество по-мирским меркам некомпетентных и разношерстных служащих, просто долго не просуществовала. Неважно - расформировалась, объявила бы о своем банкротстве, - не имеет существенного значения. 
Церковь же переживает не одну смену общественных формаций, и продолжает успешно существовать, в том числе и как административный институт. 
Она пережила и те режимы, когда вообще её существование казалось вопросом времени в пределах пары поколений. Следует особо остановиться на этом аспекте. 

Выполняя особую духовную миссию, миссию "не от мира", основанную на реальности присутствия в её историческом существовании Святого Духа, - Утешителя, тем не менее Церковь изначальна основана как стройный и иерархический организм. 

Но, - хватит вступлений, - попробуем смоделировать какова будет церковь и её место в постиндустриальном обществе. Автор не претендует на роль пророка, - не является созданием нового учения. Предложенный материал можно считать неким не очень серьёзным анализом, основанным на современных тенденциях развития человечества. 

Итак - 
- Становление христианства в первые века несомненно повлияло на общество. 
Одним из признаков этого стало раскрытие человеческой личности. Атомарной, самодвижущей и отдельно - индивидуальной от толпы. 
Христианская Церковь, - это именно сообщество индивидуумов, поскольку Бог, - в отличие от теофаний Ветхого Завета, - обращается уже не к народу, не к массе, - а отдельно к каждой личности. 
Христос, в своём воплощении, будучи по выражению Николая Казанского "Человеком максимальным", - подчёркивает индивидуализм и ценность каждого в отдельности, - понимая каждую личность как отдельный мир, - микрокосмос. Повторюсь, - церковь сообщество индивидуальностей. 

Одним из антропологических аспектов постиндустриального общества, является ещё большая степень индивидуализации: развитие информационных технологий возводит автономность личности на новый уровень. Опасностью и крайностью подобного развития становится т.н. неоиндивидуализм. 
Что понимать под этим термином? 
Инновации и улучшение качества жизни, грозят глобальным эпикурейством, - поскольку следующим уровнем после достижения насыщения и комфорта станет уже перманентное желание получения удовольствия. 
Движущей силой этого процесса является заложенное в человеке стремление к достижению абсолютного счастья. 
Причём совершенно не обязательно, что это состояние будет обусловлено лишь материальными причинами, - развитие технологий уже на нынешнем этапе позволяет увидеть проекции грядущего "рая на земле". 

Например, некий молодой человек неплохо играет в компьютер. 
Изучая виртуально созданный мир, он начинает ориентироваться в нем гораздо лучше, чем в настоящем. Зарабатывает виртуальные деньги, имеет виртуальный дом и виртуальную машину. Даже красавицу жену, - в "том" мире. Причём со всеми "радостями". 
Он - успешен. 
Но в реальности живет с мамой в небольшой квартире крупного города. 
Это его нисколько не волнует, - он даже не будет пытаться что-либо изменить. Мало того, - порой даже возможность вывести "в реал" какие-либо виртуальные средства его интересует мало. Не интересно. Поскольку где его сердце, - там его и сокровище. 

Пример, кстати, не нов и не оригинален. 

Церкви, - как общественному институту, также придётся искать своё место в новой формации. В некоторых аспектах приходы столкнуться с теми же проблемами, что организации, работающие в сфере услуг. В том плане, - что деятельность последних все больше будет перемещаться в "цифровой формат". Формула «ВРЕМЯ – ДЕНЬГИ» приобретет вполне осязаемое и конкретное значение. 

Но если банки, магазины, госучреждения развиваются по принципу минимизации контакта человек-человек, - для церкви такой путь невозможен. 
Литургия (общее делание), - совершается в храмах при личном присутствии верующих, - тем более смыслом и целью всего богослужения является участие верных в Евхаристии. А ещё необходимо наличие священника, - конкретной личности, наделённой особыми полномочиями в духовной сфере, - и что важно, - в этом плане не равной остальным. 

Если внешнюю форму покаяния, - исповедь, - ещё как-то возможно перевести в "цифровую форму", - с помощью средств интернета, - то с богослужением такое не получится. 
Возможно многое, - использовать электронные книги, киоты с электронными чернилами, автоматические царские врата (уже встречается). 
Некоторые из этих инноваций представляют собой обыкновенный китч, - например т.н. "виртуальные часовни", где можно на "виртуальный подсвечник" поставить "виртуальную свечу", - некоторые вполне приемлемы, - такие как интеллектуальные сорокоустники, - где имена поминаемых отображаются согласно программе поминовений, - либо электронные дистанционно управляемые аудиосистемы храмов.

Но Литургия, Чаша, Престол и священник должны оставаться вполне реальными.
Реальным должно остаться и человеческое общение. 
Священник – прихожанин.

Каков же прогноз можно сделать в отношении паствы, - прихожан? 
Небольшая часть, - т.н. фундаменталисты, - пойдут по пути дальнейшей маргинализации. 
Однако этот процесс скорее связан с неприятием и непониманием перемен в обществе, - нежели в Церкви. 

Эта группа будет время от времени уходить в расколы, как правило нежизнеспособные. Количество прихожан в храмах возможно будет уменьшатся, поскольку некоторая их часть все же не решится пожертвовать реальное время на посещение богослужений. Однако этот процесс вовсе не будет равномерным, - в ситуациях, когда под угрозу будет поставлено благополучие или жизнь, в периоды общих разочарований существующим порядком, возможен и рост, хотя в пределах не более 10-15%. 

В материальном отношении церковь станет более прозрачна. 
Возрастёт коллективная ответственность прихода и его роль, - как совокупности верующих граждан, в его материальном обеспечении. Прозрачным станет и другой аспект приходской жизни, сейчас, как правило не особо заметный. 
Если сейчас больше вопросов задается на тему "куда деваются деньги в церкви?", то в условиях свободного доступа к информации непременно возникнет вопрос "Откуда брать деньги на содержание храмов?" 
Ответ будет неожиданным, 
- если раньше настоятели могли привлекать «серые» доходы спонсоров, то в будущем это скорее всего станет невозможным. 
Приход, как в древние времена, или как в небольших сёлах, должен полностью взять на себя прямую обязанность содержания храма и священника. 

Роль и авторитет духовенства, к сожалению, будет снижаться. 
Причины этого различны: априори враждебное отношение общества, - это выразится в информационной ангажированности, ну и подсознательное отношение к священству, как к архаичному институту, малопонятно зачем нужному в современном мире. 
Как следствие, - это приведёт к увеличению т.н. "непрофессионального духовенства", - т.е. духовенства, занятого в других областях, но по определённым дням совершающих богослужения. 

Значительно понизится роль иерархии. 
Роль епископа больше сведётся к административному управлению над священством, - "византийство" будет постепенно сходить на нет. Епископы скорее будут напоминать старших священников, - за исключением права хиротонии (рукоположения) и особой власти над духовенством. Разрыв между прихожанами и епископами будет уменьшаться, но в силу ряда причин может увеличиться разрыв на уровне взаимоотношений между священниками и епископом. 
Однако роль и значение патриарха скорее всего возрастёт, но не факт, что патриархаты сохранятся в нынешних границах. Это связано все-таки с "неотмирностью" Церкви, - на фоне изменения общества эта разница будет лишь возрастать, - что потребует каких-то особых и необычных представительских функций и качеств от патриарха. 
Однако все это может быть выражено авторитетом личной праведности первосвятителя, - например, как в случае с патриархом Сербским Павлом (+2009). 

Если вектором развития человечества станет трансгуманизм, то Церковь в её нынешнем виде вообще потеряет понимание обществом своей деятельности. 
В этом случае это начало конца. 
Этот крайний этап развития вообще можно расценивать как «тренд ухода» человечества. Эмоциональный климат секуляризированного гедонистического общества несёт в себе дух генетической усталости и исчерпанности. Единственным не обесцененным ресурсом человека в такой ситуации остаются духовные практики и, обращение к Богу в молитвах, что в данном контексте спасает личность, но не общество. 

Человек в этом мире является свидетелем Богочеловека Христа, если хотите, - Его аватаром. В любой исторической формации верующий христианин остаётся действующим лицом, а вовсе не наблюдателем. В своей жизни он ищет соприкосновение с Творцом. Правильный итог такой жизни есть "обожение". 
Это не просто какое-то количественно изменённое богообщение, - а общение, заключающееся в качественном коренном преобразовании самого себя до связи единения с Божественной природой. 

Цель такой духовной практики принадлежит иному бытию, и если случится, что каким-то образом к человеку вернутся установки его подлинного предназначения, - то будущее человечества не будет таким мрачным. 

ноябрь 2016

Ключарь Вознесенского кафедрального собора
протоиерей Александр Суворов