Публикации

ПРОПОВЕДЬ ОБ ОБРАЗЕ ОЖИДАНИЯ ПРИШЕСТВИЯ

Августин Соколовски

Православное богослужение предусматривает совмещение различных евангельских чтений в рамках единого богослужения. Так, в этом году, на третий день после церковного новолетия, 1 (14) сентября, в этом году читается отрывок Евангелия от Матфея. На языке богословия это текст именуется малым апокалипсисом. В нем Господь Иисус говорит о признаках конца мира и Второго Пришествия (Мф.XXIV, 1–13).

Почти все, перечисленное Господом, для нас более не кажется указанием на будущее. Пагубы, войны, эпидемии, землетрясения, прочие бедствия со всей очевидностью предстает нам, как исполняющееся здесь и сейчас, в настоящее время. Взаимное предательство и преследование верных за имя Христово – знак особого отступления. Соблазны и восстание многих лжепророков, о которых говорит Господь, уже подлежат лицезрению.

Одновременно, по случаю наступления нового учебного года, читается евангельский текст, в котором Господь благословляет детей. (Мк.44 зачало). «Пустите детей приходить ко мне», - эти слова общеизвестны. «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное», - эти слова звучат, как предупреждение. Парадоксальным образом, этот текст, который, как кажется, не имеет ни малейшей взаимосвязи с положенным по календарю апокалиптическим чтением, не только не препятствует, но помогает в размышлении.

Детство не совместимо с одиночеством. Ребенок ждет возвращения своих родителей дома. Стоит за дверью, смотрит в окно. Но родители медлят. Гремит гром, лают собаки, раздаются непонятные громкие звуки. Ребенок боится, но ждет. Он верит в приход родителей какой-то неподдельно подлинной, неожиданной в данном месте библейской верой. Ребенок воспринимает по-другому. Этот образ нуждается в дополнительном приближении. В контексте современности он необыкновенно полезен. По сути, это глубоко первохристианский образ.

Первые христиане жили ожиданием Пришествия Господа Иисуса. С этим связан тот факт, что о не только о личной жизни, но и о подробностях миссионерской деятельности Апостолов, помимо Павла и, отчасти, Петра, в Книге Деяний, ничего не сказано. Спустя многие столетия авторы житий святых попытались восполнить этот пробел и составить жизнеописания Апостолов, но воспроизвести в них достоверные сведения об их биографии не удалось. При всей мощи и эрудиции современной науки, найти информацию о конкретных обстоятельствах служения первых проповедников не удалось и историкам.

Ожидание Пришествия христианами не завершилось с отшествием апостольского поколения. Оно продолжилось в эпоху преследований. За веру во Христа пострадало тогда множество мучеников, которых, на языке оригинала, Церковь дословно именовала свидетелями. Однако, самих письменных свидетельств мученических страданий сохранилось весьма мало. Те из них, что относятся к тому времени, весьма кратки. Они не содержат подробных описаний биографий мучеников, или описаний их страданий. Ранняя Церковь ждала, что Господь вот-вот вернется, а потому не представляла себе, что какие-либо письменные свидетельства будут необходимы для будущих поколений. По сути, христиане того времени не видели смысла в сохранении после себя истории.

Но Господь продлил дни мира, поэтому последующие века сохранили гораздо большее количество письменных свидетельств. Последующее время, особенно с прекращением гонений со времени Константина Великого (+337), в отличие от первых веков, весьма богато материалами и документами. Наступление времени покоя для Церкви способствовало угасанию ожидания Пришествия. И даже таинственная фигура «Катехона», слово, которое упоминает Павел, из первоначального замедлителя Второго Пришествия, то есть антихриста, в сознании последующих времен стало приобретать положительное значение в своем первоначальном значении «Удерживающего» «от зла» или «окончания времени».

Опыт первых христиан чрезвычайно важен. Их мироощущение и мировоззрение драгоценно. Более того, в виде формулировки, оно упоминается в Символе Веры. «Верую в Господа Иисуса, вновь Грядущего со славой», - говорится в одном из его членов. Происходящее в мире совершается во вне, и не должно занимать собой христианское сердце. Имя этому сердцу - Господь Иисус. Верующие соединяются с ним в Евхаристии. Если обстоятельства времени станут содержанием нашего мышления, то не останется сил, возможности, воли взирать на того, Кто выше обстоятельств времени. Следствием этого становится опустошение душ, так привносятся соблазн, охлаждение любви, всеобщее противостояние, о которых говорил Господь в своем провозвестии.

По мере молчания пророчества о Христе в Церкви усиливается лжепророческий рев современности. Потому немногочисленные верующие нашего времени самим своим спокойствием в Боге вызывать спасительное удивление у тех, кто не обладает даром веры. Свидетельство о том, что Господь с Церковью, как обществом верующих, не может основываться только на словах. Оно должно быть деятельным исповеданием. Отражаться в облике верующих. Вселять в ослабевший в одиночестве безверия мир гравитацию благодатной уверенности, рождающейся от детского ожидания в уверенности о скором Господнем Возвращении.