Публикации

Филогоний Антиохийский (+323)


 
2 января, то есть 20 декабря по календарю церковному, Община празднует память святителя Филогония. Антиохийская епископская кафедра была основана Апостолом Петром. По свидетельству Деяний Апостольских (11,26), именно в Антиохии, впервые в истории, ученики стали называться христианами. Будучи основана Апостолом Петром, Антиохийская Церковь, наряду с древними Церквями Рима и Александрии, обладала петринским приматом. Это означает, что в ней, по убеждению древних Отцов Церкви, Истина сохранялась неповрежденной, то есть, истина о вере и нравственности не могла быть повреждена.
 
Преемник Петра и Игнатия Антиохийского, Филогоний был 21м епископом столицы Великого Города на Востоке. Пострадав за Христа, но оставшись в живых при Великом Гонении, Филогоний воспринимался современниками, как исповедник веры – свидетель мученик за Веру Христову. В 21 веке Община призывается вспоминать забытых свидетелей веры Древней Церкви с благодарением.
 
В 386 антиохийский пресвитер Иоанн, которого вскоре назовут «Златоустом», посвятил Филогонию похвальное слово. Этот текст похвального слова Филогонию, сохранился среди произведений Иоанна, как VI Слово Против Аномеев. Тогда Златоуста отделяло от кончины Филогония всего лишь 63 года. «В эту блаженную и нестареющуюся жизнь ныне переселился блаженный Филогоний» (6,1) «Переселился, туда, где», по слову Златоуста, «нет слов «мое» и «твое» - этих холодных слов, что вносят в жизнь нашу все бедствия» (6,1).
 
Всего же Филогоний пробыл епископом лишь около пяти лет. «Я и сегодня готовился выйти на борьбу с еретиками и уплатить вам остаток долга; но день блаженного Филогония, которого праздник мы празднуем ныне, побуждает меня к повествованию о его подвигах» (Против Аномеев 6,1). Важно отметить, что, по свидетельству Златоуста, Антиохийская Церковь тогда уже, подобно нам, готовилась к Празднованию Рождества. «Скоро настанет матерь всех праздников. Рождество по Плоти Христа» (6,3). От него получили начало и основание Богоявление, и Священная Пасха, и Вознесение, и Пятидесятница» (6,3).
 
Златоуст свидетельствует, что Филогоний был возведен на епископскую степень путем аккламации, то есть древней традиции, согласно которой предстоятель Церкви, или общины, епископ или священник, мог избираться на священную степень единогласным спонтанным решением народа, проявлявшемся в торжественном возгласе провозглашения. «А что Бог избрал блаженного Филогония, это видно из самого образа избрания. Он взят был из среди торжища и возведен на этот престол» (Против Аномеев 6,2). Подобным же образом – путем народной аккламации - были избраны в священные степени Амвросий Миланский (+397) и Августин (+430).
 
Будучи современником Великого Гонения, начавшегося в 303 году при Диоклетиане и продолжавшегося при его наследниках до 313 года, Филогоний относился к тому славному поколению в епископате, кто, подобно Николаю Мирликийскому (270-343), Спиридону Тримифинтскому (270-348) и Александру Александрийскому (250-328) не только пережил эпоху преследования христиан, но и стал участником доктринальных споров, непосредственно предшествовавших Первому Вселенскому Собору. Именно их – участников Собора в Никее – младшие современники, подобно Великому Афанасию (295-303), дерзнули назвать «Святыми Отцами». Тогда, в отличие от тех же епископов Палестины, Филогоний проявил доктринальную солидарность с Александрийской Кафедрой и поддержал епископа Александра в его намерении осудить пресвитера Ария за ересь отрицания божественности Сына Божия, Логоса, Христа.
 
Подобно святителю Спиридону, Филогоний, по крайне мере, до епископства, был женат. Так об этом свидетельствует Иоанн Златоуст: «Такою почтенною и светлою жизнью отличался он раньше, имея жену и дочь и обращаясь в судилище» (Против Аномеев 6, 2). «Тогда Христос не сказал: оставь имущество, изнуряй себя постом и суровыми подвигами, воскрешай мертвых, изгоняй демонов, но сказал: «Паси овцы моя» (Ин.21,17).
 
Подобно Киприану Карфагенскому (+254), уже упомянутым Амвросию и Августину, Гауденцию из Брешии (+410), а также великим восточным отцам Амфилохию Иконийскому (+394) и Григорию Нисскому (+394), Филогоний был до своего церковного служения юристом и оратором.
 
«На седалище священном он сиял сильнее солнца. Так что прямо оттуда явился достойным власти, и с седалища судейского возведен на седалище священное. Тогда он защищал людей от козней людей же, делая обиженных сильнее обижающих; а пришедши сюда, защищал людей от нападения демонов» (Против Аномеев 6, 2).
 
Епископство как защита людей от нападения демонов. Это свидетельство Златоуста о святом Епископе Филогонии Община в наше время не вправе забывать.
 
иерей Августин Соколовски / Dr Augusti Sokolovski