Публикации

27 сентября - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

В 312 г. св. Константин Великий готовился идти на Рим, чтобы сразиться с Максенцием, значительно превосходившим его численностью войск. Днем, перед сражением, ему было видение креста, светившегося в небе в окружении слов «сим победиши». Тогда св. Константин приказал изобразить знак креста на своих знаменах. Он одержал блестящую победу, принесшую ему власть над всей Римской империей и обеспечившую триумф христианства [1] .

После победы Православия на Первом Вселенском Соборе император желал в знак благодарности построить великолепное здание. Тогда его мать, св. Елена, которой было уже около восьмидесяти лет, в надежде найти Крест и Гроб Господень, отправилась в паломничество в Иерусалим поклониться святым местам (326) [2] .

Когда при императоре Адриане Иерусалим был разрушен (135), тогда на месте, где был распят и похоронен Спаситель, насыпали земляной холм и построили там языческий храм со статуей Афродиты. Истинная святость этого места со временем была забыта.

Приехав в Иерусалим, св. Елена обратилась к свт. Макарию, епископу Иерусалимскому [16 авг.] . Благодаря записям, оставшимся от предков у одного иудея из восточных областей, удалось найти Гроб Господень. По приказанию императора место было срочно расчищено. Неподалеку были найдены три креста, а также гвозди, которыми было прибито ко Кресту животворящее тело Спасителя, и дощечка с надписью по-еврейски, по-гречески и по-латыни: Иисус Назорей, Царь Иудейский (Ин 19,19-20).

Кресты были сломаны, а их обломки рассыпаны, и невозможно было отличить Крест Господень от крестов двух разбойников. Свт. Макарий узнал его так: принесли умирающую женщину и подносили ее по очереди ко всем трем крестам. От крестов разбойников не произошло никакого чуда, но когда женщину поднесли к Честному Кресту, она исцелилась. Императрица и вся ее свита благочестиво поклонились и облобызали Святой Крест. Но многочисленная толпа, собравшаяся в этом месте, тоже желала получить благодать или, по крайней мере, издалека увидеть орудие нашего искупления — столь велика была любовь народа ко Христу. Тогда свт. Макарий взошел на возвышение и, взяв Крест двумя руками, поднял его так, чтобы всем было видно. И толпа воскликнула: «Господи, помилуй!» [3]

Честной Крест был захвачен персами во время разгрома Иерусалима в 614 г. После блистательных побед императора Ираклия святыня вернулась в святой град в 631 г. Тогда св. патриарх Захария [21 фев.] торжественно повторил действия свт. Макария.

Тогда же святые отцы установили обычай ежегодно во всех церквях торжественно праздновать Воздвижение Честного Креста[4] не только для воспоминания этих двух событий, означавших победу христианства, но и для свидетельства о том, что Крест, орудие позора и осуждения в древности, стал нашей гордостью, символом Божественной славы Христа, явившейся в свете Его Воскресения. Повторяя сегодня действие, совершенное святым епископом Иерусалима, и воздвигая крест на четыре стороны с пением «Господи, помилуй», христиане тем самым свидетельствуют, что Христос, Взошедший на Крест, примирил все и соединил в своем Теле все концы тварного мира, широту и долготу, глубину и высоту, для того чтобы мы через Него могли достичь Бога Отца (ср.: Еф 3,18; Кол 1,20).

Считается, что Честной Крест был сделан из трех пород дерева: кипариса, сосны и кедра. Таким образом исполнилось пророчество Исаии: Слава Ливана придет к тебе, кипарис, певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего(Ис 60,13) [5] . Его многочисленные частицы, рассеявшиеся по всему христианскому миру [6] , не подвержены тлению и даруют благодать Воскресения христианам, которые с верой приходят им поклониться.

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря в 2011 году.

Составитель — иеромонах Макарий (Симонопетрский),

адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря. 

Примечания:

[1] См. статью под 21 мая. Другим событием, определившим почитание Креста как славного знамения, связанного с Божественным светом, было явление светящегося креста в Иерусалиме в 350 г. Это событие вспоминается 7 мая.

[2] Здесь мы следуем древним церковным историкам, таким как Руфин (Rufin. Hist, eccles. I (X), 7-8; PL 21,475-478; рус. пер.: Руфин Аквилейский. Церковная история // Рождение латинской христианской историографии.М., 2002); Сократ (Hist, eccles. I, 17; PG 67, 119— 121; рус. пер.: Сократ Схоластик. Церковная история); Созомен (Hist, eccles. II, 1, 3-6; PG 67, 929-933; (Созомен. Церковная история) и Феодорит Кирский (Hist, eccles. I, 15-17; GCS 44, 64; Блаженный Феодорит Кирский. Сочинения. М., 2003), у которых описание обретения Честного Креста в основных чертах сходно. В основу агиографической традиции было положено «Слово на Обретение Креста» монаха Александра Кипрского (PG 87.3,4016-4076), в котором говорится, что св. Елена была специально послана своим сыном в святые места на поиски Креста. Обретение Честного Креста и Гвоздей также поминается отдельно 6 марта.

[3] Древние историки не упоминают об обряде, начало которому положил свт. Макарий. Ок. 384 г. паломница Эгерия, приехавшая в Иерусалим из Галлии, описывает происходившее в этот день прославление Святого Креста в связи с праздником Освящения Храма Воскресения, но не упоминает о церемонии Воздвижения (Journal de Voyage 48; SC 286; [Эгерия] . Паломничество по Святым местам / Пер. И. В. Помяловского // Православный Палестинский сборник. СПб., 1889. Т. 20. С. 103-172). Вероятно, этот обряд был установлен только в VI в. (Theodore de Petra. Vie de S. Theodose / trad. Festugiere. Paris, 1963. P. 142), и только после захвата Честного Креста персами он приобрел большую торжественность, сначала в Константинополе (Chronicon Paschale. PG 92, 705; Пасхальная хроника / Пер. Л. Са-муткиной. СПб., 2004), затем, по возвращении реликвии, в Иерусалиме (631). В 635 г., под угрозой арабского завоевания, Честное Древо было перенесено в Константинополь, где уже находилась одна его частица, привезенная св. Еленой вместе с Гвоздями и положенная в основании порфирной колонны на форуме.

[4] Этот день — постный, даже если праздник приходится на воскресенье; в последнем случае разрешается вино и елей.

[5] Кипарис, платан и самшит, согласно древнееврейскому тексту.

[6] Ныне самая большая частица Честного Креста почитается в Ксиропотамском монастыре на Афоне. На ней есть даже след от Гвоздя.