Публикации

СВЯТОЙ ИОАНН БЕЗМОЛВНИК

Святой Иоанн Безмолвник (+558) был благочестивым, искренне верующим во Христа человеком. В жизни его особенное место занимал аскетический идеал. Дошедшие до нас сведения биографии позволяют полагать, что происходил он из Древней Армении, которая находилась в восточной части Малой Азии, справа от Каппадокии если смотреть на географическую карту. Со временем он лишился родителей, роздал часть свою имущества из соображений евангельского благочестия. Но его род был известен при константинопольском дворе. Сочетание любви к аскезе, происхождение и образованность привели к тому, что он стал епископом.

Но в управлении епархии он не преуспел. Это было время, когда вследствие споров о вере и догмате Церкви на Востоке грозили нестроения. Иоанн отрекся от кафедры и оставшуюся часть жизни скрывался в монастыре святого Саввы (439-532) в Палестине, в его окрестностях, еще при жизни этого великого подвижника. Сам Иоанн прожил 104 года. 

В православном месяцеслове он также именуется Саваитом. По древней традиции монахи не только в идеале, но и в правовом смысле считались умершими для мира, а потому принимали новое имя по названию своих монастырей. Савваитами были палестинские иноки из обители Святого Саввы, Синаитами - те, кто подобно Иоанну Лествичнику, подвизались на Синае. Позднее, когда монашество распространилось на Афоне, к ним прибавились Афониты, или Агиориты, то есть, дословно по-русски, Святогорцы. На Кипре, по названию знаменитой Киккской обители, монахов оттуда по сей называют «Киккотисами».Примечательно, что память Иоанна Синайского Лествичника, празднуется с Иоанном Савваитом в один день.

Предание именует его «Безмолвником». Со временем безмолвниками, по-гречески, исихастами стали называть святых, посвятивших свое служение Богу в непрестанной безмолвной молитве – исихии, и распространению этой традиции. Но первоначальное значение термина «безмолвник» было иным. Так называли святых, которые отказывались от использования дара речи. Делали они это по библейским основаниям и благочестивым причинам, для пользы ближних или, наконец, для собственной духовной безопасности.

Так, Иоанн Савваит с помощью многолетнего безмолвия многие года скрывал свое епископство. Иначе он не смог бы совершать свой подвиг в монастыре. Ведь канонами Древней Церкви епископ не мог оставлять своей кафедры и, тем более, уходить в монастырь.

Для нас, людей последнего времени, пример древних классических безмолвников – настоящее откровение. Он помогает нам в потоке информации и соблазнов сохранить себя самих, больше слушать, меньше говорить, беречь себя для Бога и для ближних.