Публикации

О ПОЧИТАНИИ КОСМЫ И ДАМИАНА

Августин Соколовски

1 июля по церковному календарю Церковь празднует память святых Космы и Дамиана.

Подобно другим великим столпам Древней Церкви — Иакову Низибийскому, Ефрему Сирину, Иоанну Златоусту, — Косма и Дамиан были чадами Сирийской Церкви. Великим даром сирийского христианства Вселенскому Православию.

В богослужебном календаре они именуются бессребрениками и чудотворцами. Это означает, что, видя их подлинную личную праведность, Бог даровал им дар чудотворения. В свою очередь, слово «бессребреник» по традиции означает врача, который практиковал свое мастерство безвозмездно. Даже в богатой дарованиями Древней Церкви такое служение было весьма редким. Поэтому в православной традиции бессребреники образуют собой отдельную категорию святости, что на языке церковных терминов обозначается понятием особый «лик святых».

Память большинства святых Древней Церкви праздновалась единожды в году. Такова была память апостолов, мучеников и отцов, литургическое воспоминание которых совершалось в дни рождения. Так христиане долгое время именовали дни своего отшествия к Богу - свой последний день на земле. Однократная память святого в течение года была не только днем рождения, но пасхой святого, по аналогии с Пасхальным Торжеством, совершаемым раз в году. Лишь особые, весьма почитавшиеся святые, обретали дополнительные дни празднования в день обретения или перенесения мощей, а также посвящения храма в одной из тогдашних столиц.

Об особом почитании святых Космы и Дамиана свидетельствует тот факт, что память их совершается трижды в год: 1) 17 (30) октября; 2) 1 (14) ноября; 3) 1 (14) июля. Подобно тому, как в Русской Церкви святитель Николай, по месту своего служения епископом, именуется Николаем Мирликийским, тогда как в Италии, по месту положения мощей, Николаем из Бари, святые Косма и Дамиан, при этом, в соответствии с приведенными днями празднования, именуются Аравийскими, Асийскими, то есть, дословно, Азиатскими, но названию Малой Азии, и, наконец, Римскими, чему соответствует нынешнее летнее воспоминание.

Согласно житию, святые происходили из Аравии. Образование свое получили в Сирии. На юго-востоке Малой Азии, в Киликии, они обитали и практиковали врачебное служение. В 303 году, во время Великого Гонения на христиан при Диоклетиане, они пострадали за Христа, были мучимы и обезглавлены по приказу местного киликийского правителя. Тела святых были перенесены на родину и обрели свое упокоение в городе Кире, недалеко от современного турецкого города Килиса на сирийско-турецкой границе.

В 423–457 годах город был кафедрой великого Отца Церкви, блаженного Феодорита Кирского. Благодаря ему, в своих творениях прославившему мучеников и врачей-бессребреников, город стал местом паломничества со всех концов света. Так почитание Космы и Дамиана, из местного становилось вселенским.

Так, в Риме святой папа Симмах (498–514) посвятил имени святых братьев часовню при церкви Санта-Мария Маджоре, а римский святитель Феликс IV (526–530) — церковь на форуме Веспасиана, который и по сей день украшает знаменитая мозаика VI века. На ней Апостолы Петр и Павел указывают Христу на святых Косму и Дамиана. Соответствующее надписание говорит о том, что дом Божий посвящен двум мученикам, «пришедшим с востока даровать народу упование здравия и спасения».

Почти одновременно в Константинополе в честь святых были воздвигнуты две церкви; еще два храма, столетие спустя — при Императоре Юстине (518–527).

Также в глубокой древности храмы, посвященные святым врачам, существовали в Скифии, Каппадокии, Памфилии и даже в Иерусалиме. Святитель Нонн Илиопольский (+471) в 457 году построил храм в честь святых мучеников в важнейшем центре сирийского христианство и персидской миссии Эдессе.

Хорошо знавший эти территории своей Империи, которые во времена его правления сотрясали догматические споры и церковные разделения, Император Юстиниан Великий (527–565) в опасной болезни обратился за помощью к святым и получил исцеление. В благодарность он обновил, перестроил и украсил посвященную им церковь в Кире, а также укрепил городские стены.

Посвященный Косме и Дамиану храм в Константинополе стал подлинной лечебницей. Больные, диагноз которым поставить не удавалось, пребывали там в ожидании. Нередко святые сами помогали врачам, являясь во сне или в видении, и сообщая, как должно проходить лечение.

Святые мученики Косма и Дамиан призываются Церковью в древней римской евхаристической молитве. Среди прочих весьма немногих святых, Апостолов, мучеников, и Отцов Церкви, именно бессребреники стали последними удостоенными этой чести. В чине проскомидии перед совершением божественной литургии, священник, согласно уставу, вынимает в память бессребреников особенную частицу священного хлеба, а имена Космы и Дамиана упоминаются первыми. Наконец, святые призываются Церковью в молебнах о здравии, и, что весьма важно и исключительно в отношении святых, в главной, тайносовершительной молитве таинства Елеосвящения!

Из мученических страданий и житий весьма многих древних святых до нас дошли лишь фрагменты. Нередко, бывало и так, что фрагменты эти, относящиеся к разным святым, впоследствии соединялись в едином образе. В случае же Космы и Дамиана произошло удивительное противоположное.

В 637 году город Кир пал под натиском арабских нашествий. Спустя столетия он совершенно подвергся забвению, а на месте былых христианских святынь остались лишь руины. Но память и почитание святых бессребреников продолжали жить.

Тогда, парадоксально и неожиданно, многие христианские народы приютили у себя этих ставших странниками, «бездомных» святых. Так, что даже образ их и последующие редакции жития в буквальном смысле начали разделяться. Святые, подобно их современнику, святителю Николаю, становились странниками и в небесной своей славе!

Получается, что через какое-то время христианский народ забывал, или вовсе не знал, об их сирийском происхождении и начинал воспринимать их как святых местной Церкви. Отсюда, троекратное повторение их имен с разными географическими обозначениями и троекратная ежегодная их память.

Три различных празднования говорят о всемирности их древнего почитания, свидетельствуют об удивительном множестве случаев небесного заступничества святых в каждом конкретном месте. Как и ныне, во времена переселения народов и всеобщего разделения память о Косме и Дамиане создавала единое великое приношение благодарения Богу от всей Вселенной.