Публикации

Святая София

«Родился Христос, Бог от Отца, человек – от матери. От Отца Бессмертия, от матери девственности. От Отца без матери, без отца от матери. От Отца без времени, от матери без семени. От Отца – начало жизни, от матери – окончание смерти. От Отца – Повелитель всякого дня, от матери – Освятитель Этого Дня» (Августин Иппонский, Слово на Рождество Господне (194,1)).

Родился Христос, от Отца - без времени, от матери – во времени. В дни, когда Церковь приближается к Торжеству Рождества Христова - встрече Сущего и Времени - Община призывается к воспоминанию о тех событиях во времени, суть которых соприкасалась с присутствием Бога в Истории.

22 декабря 537 года Константинопольский Патриарх Мина освятил Софийский Собор в Константинополе. С этого момента Храм Святой Софии, то есть, Храм Христа Спасителя, стал Храмом Храмов и Церковью Церквей для всего мирового христианства. И, конечно же, для София была, и, пожалуй, навсегда останется Великой Церковью - Первенствующим Храмом всего Православия. 

В русском православном церковном календаре до сих пор сохраняются праздники, связанные с событиями, имевшими место в связи с Святой Софией и Константинополем. 

Предание говорит о том, что именно посещение послами Князя Владимира богослужение стало главным поводом выбора князем православного крещения для своего народа. Устав богослужения в Соборе Святой Софии в значительной степени повлиял на формирование всего православного богослужения. По аналогии с Собором Святой Софии в Константинополе вскоре после Крещения Руси были построены софийские соборы в Киеве (1037), Новгороде (1050) и Полоцке (ок.1050). В 20м веке русское парижское богословие работало над софиологией – учением не бесспорным, но семантически богатым и теологически сложным.

Храм Святой Софии, чудо архитектуры, Храм, о котором воздвигший его Кесарь Юстиниан воскликнул: «Я победил тебя, Соломон!». Константинопольские Цари видели себя преемниками Царей Иудейских. Именно тогда были написаны чинопоследования, введены в употребление богослужебные тексты в честь ветхозаветных праведников, великих и малых пророков. Византийцы, или, как они сами себя называли, ромеи, то есть римляне, видели себя продолжателями Великого Библейского Дела: Храма, Завета, Священной Истории. 
Славная Церковь, прекраснейшее на Земле богослужение, Храм, в котором, во Святом Святых живет Сам Бог. 

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski