Publications

18 (5) МАЯ - СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ИРИНА

Августин Соколовски

Древняя Традиция именовала мучеников, которые были царского рода или весьма благородного происхождения, проходили особенно высокое воинское или административное служение, «великомучениками». Слово мученик на греческом языке дословно означает «свидетель». Свидетельство великих в светском понимании людей было весомо.

В соответствии с этой традицией святая Ирина названа великомученицей. Отцом ее был знатный сановник по имени Лициний. Некоторые комментаторы полагали, что она была дочерью одноименного Римского Императора. Иные считали, что жила она гораздо раньше, а в христианство ее обратил ученик Апостола Павла Тимофей. О Тимофее упоминает Книга Деяний, Первое и Второе Послание к Тимофею входит в состав Нового Завета. Он окончил свою жизнь мучеником в Эфесе в 97 году, а Лициний правил с 308 по 324. Удивительно, что Ирину считали современницей столь разные христианские поколения.

К сожалению, точные даты и место жизни святой Ирины до нас не дошли. Разные города и страны, от Италии до Греции и даже Персии, исторически претендовали на то, чтобы быть родиной или местом подвигов святой. Иногда ее именуют Ириной Македонской или же Ириной Солунской. При этом «Македония» — это не древняя область современной Греции, но некая территория в Персии, местоположение, которое определить более невозможно. Солунь – это греческий город Салоники. Своей соплеменницей и покровительницей также считает Ирину южно-итальянский город Лечче.

Согласно житию, отец всячески стремился сохранить свою дочь от влияний внешнего мира. Несмотря на это, Ирина, которую тогда звали Пенелопой, пришла ко Христу. Свое новое имя, по-гречески означающее «мир», святая получила в честь Господа Иисуса. «Ибо Он есть мир наш», - пишет в Послании к Эфесянам Апостол Павел (Эф.2:14).

Отец принуждал святую отречься от веры, в бешенстве он пытался было затоптать ее лошадьми, но в итоге сам погиб. Житие святой – это не просто история исповедания и страданий, но обилие исцелений, дарований и чудес. Так, согласно повествованию, Ирина воскресила своего отца, и он пришел к вере во Христа. Местные правители пытались было принудить ее к отречению, навлечь на нее мучения, но в итоге, в силу знамений и чудес, к вере приходило огромное число людей. Ирина оставалась неуязвимой, была убита язычниками, но воскрешена. Тело ее, добровольно погребенной, не было обнаружено во гробе. Семантический ряд жития — это, по сути, воспроизведение Апостольской Пятидесятницы.

Церковь именует Ирину «Великой «Мученицей», но содержание жития делает ее подлинной «Равноапостольной Святой». По-видимому, именно необъяснимая невозможность определить точное место ее проповеди стало причиной тому, почему такое наименование не закрепилось в истории. Ирина «осталась», кем была, великомученицей. Церковь, как Общество Просящих Помощи, обращается к ней за ходатайством.