Publications

Прп. Пимен Великий

9 сентября 2020 Церковь чтит память преподобного Пимена Великого. Еще не так давно в жизни нашей Церкви это был очень важный дань. Потому что в этот день Патриарх Пимен (1971-1990) праздновал свое тезоименитство. Эпоха другой Церкви. Совершенно неповторимое время, эпоха другой Церкви, которая ушла от нас безвозвратно и о которой, кроме ученых историков, вряд ли кто уже вспомнит. 

О Патриархе Пимене говорят, что он всегда особенно тяготел к монашеству. Патриарх любил едва ли не единственный из сохранившихся тогда монастырей, Троице-Сергиеву Лавру, и помногу там бывал. Монашествующие отвечали своему Патриарху взаимностью. Назван Патриарх Пимен был в честь преподобного Пимена Великого (340-450).

II

Пимен Великий жил в Эпоху, называемую Золотым Веком святоотеческой письменности. В это время жили, молились, служили Богу, проповедовали и писали Афанасий Александрийский, Василий Великий и Григорий Нисский, Григорий Богослов и Амфилохий Иконийский, Амвросий Миланский и Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и Августин. Это же время было временем рождения и расцвета монашества.


Эпоха первоначального монашества была для Церкви неповторимым временем. Говоря о «неповторимости» того времени, важно понимать, что в приложении к той эпохе это не риторическая фигура, но было действительно так. Чтобы хоть как-то представить себе, как это и что это было, нужно иметь воображение, нужно уметь мечтать. Представить себе, например, Москву и Московскую Область. Представить себе, что в самом граде Москве — как тогда в египетской Александрии - все примерно также, как и сейчас. Живет много людей. Все работают, все в стрессе. Относительно благополучно существует средний класс. Открыты многие церкви. Есть церкви разные. Есть малые, есть большие. Какие-то церкви наполнены, какие-то стоят почти пусты. А вот что же происходило тогда «в области»? Вся она была наполнена монашествующими. Везде и повсюду, люди самых разных возрастов, званий и биографий, праведники и имевшие проблемы с законом, безупречные и покалеченные, многое множество мужей искали путей приближения к Богу.  Все они жили спонтанной монашеской жизнью. Ведь даже обетов тогда не существовало! Множество одиноких аскетов — а слово монах просто означало «одинокий» - повсюду искали Бога. Кто-то под открытым небом, кто-то воздвигал себе столп. Кто-то скитался нагой, или, как птица или зверь, жил в пещерах и на деревьях. В это великое удивительное время жил и Великий Пимен.


Имена Пимен переводится как «пастырь».  Апофтегмы, то  есть сборники святоотеческих изречений, в чем-то передающие тот особенный мир, сохранили множество его изречений. Но одно из них особенно драгоценно. Представим себе дискуссию на фоне той охватившей всех аскетической, «сверхчеловеческой» реальности. Братия обсуждали вопрос, как поступить с тем братом, кто уснул за богослужением. Кто-то отвечал: «Укорить». Другой: «Выгнать из храма». Еще один: «Отлучить, или дать покаянное правило».  «Если увижу брата дремлющим в церкви, положу его голову себе на колени», - ответил Пимен. Другое знаменитое выражение Пимена также характеризует то мировосприятие, что вдохновляло великое множество людей уходить в пустыню в поиске нового братского монашеского идеала: «Живущий в монашестве должен всех братий считать за одного».

III

Со временем монашество постигла большая беда. Оно стало превращаться в институцию. «Из обещания Богу доброй совести» (1 Пет.3,21), обеты стали механизмом канонического, а значит - по законам Римской Империи - и юридического контроля. На Востоке к монашествующим постепенно перешла вся власть в Церкви. Многими монашество стало восприниматься как таинство. Но если бы это было действительно так, то означало бы, что, какой бы образ жизни ни вел человек, принявший монашество, он все равно и несмотря ни на что оставался бы монахом… И это конечно, неправильно. Богословски говоря, монашество есть постоянное ad hoc: здесь и сейчас пред Богом - в бедности, послушании и чистоте. Господь не отвернулся от Церкви. Он просто стал спасать Церковь по-новому. 

IV

Очевидно, что святость и ее восприятие есть динамическая реальность. История Церкви и богословие знает святых, которые весьма почитались прежде, но перестали быть таковыми. Святых, которые прежде казались забытыми, но впоследствии становились весьма почитаемыми. Когда такое видоизменение происходит в ходе столетий, объяснение лежит в видоизменившихся структурах общества, богословской необходимости, спонтанном восприятии народом Божьим тех или иных святых. Интереснее и сложнее найти объяснение, когда такая динамика восприятия видоизменения святости проявляется за десятилетия и годы. 

Когда Патриархом Русской Церкви был Пимен, одним из никогда не закрывавшихся и постоянно действовавших в то время храмов, был храм в честь Преподобного Пимена. Для храмов это очень редкое название. Так древность первого христианского монашества египетской страны фараонов соединилась с народным благочестием и восприятием святости позднего советского периода. Народ наш спал в безверии. А великий Пимен положил главу его себе на колени. 

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski