Publications

Великая Среда

СМОКОВНИЦА КРЕСТА

Ирмос девятой песни канона утрени Великого Четверга начинается с удивительных слов о Странствии Господа: «Странствия Владычня и бессмертныя трапезы придите насладимся». Слово «странствие» буквально означает «гостеприимство», но в славянском языке при таком дословном переводе, тем не менее, создается чрезвычайно богатое содержанием сочетание гостеприимства и странствования Господа.

Господь Иисус действительно провел всю жизнь Свою в странствовании. Сам он говорил о том, что Ему негде преклонить главу. Так Тот, Кто бездомен, в последний раз в Своей земной жизни приглашает учеников и апостолов, среди которых, предатель, приглашает всех нас, каждого в отдельности и всю Церковь, принять участие в его странствовании и в его трапезе, насладиться Его гостеприимством.

Гостеприимство Господне, гостеприимство трапезы Господа нашего – это не только восшествие с Ним в Иерусалим для участия в Тайной Вечери, но и весь путь Страстной Седмицы, посвященный воспоминанию событий, чудес и дел Господних, совершенных Им в последние дни земной жизни. Это и воспоминание всех Его слов, которые, - как говорит о словах Праведника книга Экклезиаст, - как вбитые гвозди (Эккл. 12, 11). Гвозди, пронзившие Тело пригвожденного на Кресте Праведника.

Повествование о смоковнице, которое воспоминается в эти дни, повествует о том, как Господь, восходя в Иерусалим, увидел древо, не приносившие плода. Господь проклял смоковницу, и она тотчас иссохла. Это повествование содержит прямое нравственное назидание, адресованное каждому: если не принесем плоды добродетели, то отождествимся с бесплодной смоковницей, и слово проклятия будет произнесено над нами.

Но у этого повествования есть и другой, теологический смысл, напрямую связанный с богословием искупления. Ведь каждый человек, по природе своей, бесплоден. Мы, - как об этом пишет Достоевский в своих «Записках из подполья», - все мертворожденные. Неспособны принести плод. Уже засохли и умерли, будучи живыми. «Ты носишь имя будто жив, но ты мертв», - говорит Апокалипсис (Откр.3;1).

Чтобы спасти человека, Господь наш Иисус Христос … Сам стал смоковницей – смоковницей цветущей, полной жизни и сил. Господь Иисус не имел в себе греза и не должен был умирать. Но взойдя на Крест, Он принял на Себя библейское проклятие, адресованное не Ему, но ко относящееся ко всякому, висящему на древе. Он совершил это добровольно. Так проклятие рода человеческого пало на Его главу: Он Сам стал смоковницей, принявшей проклятие, чтобы все мы смогли приобщиться животворящему гостеприимству Его Страданий.

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski