Publications

Епифаний Кипрский (315-403)

Кипр, монастырь Апостола Варнавы

Кипр, монастырь Апостола Варнавы

Память Епифания Кипрского (315-403)

иерей Августин Соколовски

`Современное несвоевременно`

Агамбен

Епифаний Кипрский - один из самых живых характеров древней церковной истории. Для характеристики его личности трудно подобрать точные эпитеты. Поэтому всем, носящим это имя и празднующим тезоименитство, будет невероятно трудно подражать своему Небесному Покровителю.

Епифаний был не просто святым образцовым пастырем, но и одним из тех, кто принадлежит к избранному сообществу «Отцов Церкви». То есть тем, кто внес свой неоценимый, поскольку неповторимый, вклад в превращение первоначального многообразия вдохновлявшихся Священными Текстами учений в стройное взаимодополняющее классическое Наследие Вероучения. Наследие, которым Церковь на Востоке и Западе будет жить до Окончания Истории.

Святость Епифания Кипрского может показаться «сварливой святостью». Непросто представить себе восьмидесятилетнего епископа, а тогда, в IV веке, люди жили очень недолго, без устали переходящего из города в город, из страны в страну, и даже с континента на континент, в поисках заблуждений и ересей.

При этом, Епифанию не посчастливилось поддержать своим колоссальным в то время авторитетом тех, кто был далеко не безупречен, как, например, в каноническом смысле, Павлина II Антиохийского (+388), и выступить против тех, кто был безупречен, как Иоанн Константинопольский, епископ и златоуст (347-407). От нападок Епифания, в той или иной степени, пострадали иерусалимский епископ Иоанн II (356-417) и знаменитый пресвитер Руфин Аквилейский (345-410). Именно Епифанию мы обязаны осуждением великого учителя раннехристианской Церкви Оригена (185-254).

Лишь сравнительно недавно историкам удалось выяснить, что в своих бесконечных сражениях с ветряными мельницами ересей, Епифаний очень часто становился предметом манипуляции сильных Церкви мира сего. Епифаний был придирчив, резок и скор на обличение в заблуждении своих современников, но, в отличие от того же Иеронима Стридонского (347-420), в полемике епископа Кипрского Саламина не было личной неприязни. Возможно, что причиной такого настойчивого, неустанного, постоянного стремления к поиску ересей была особенная, удивительная, глубоко личностная биография, предшествовавшая его обращению в христианство. Но в отличие от своего младшего современника, автора истории собственного обращения в «Исповеди» Августина (354-430), Епифаний почти ничего не написал о себе. Мы так никогда не узнаем, кем он был. Но знаем, что он искал правду и умел мириться.

И еще. В своем произведении «Панарион» (374-377) – название которого дословно переводится как вакцина от заблуждений – Епифаний, помимо ересей христианского происхождения, разбирает античные философские учения. Все последующие поколения христиан, и современность здесь не исключение, умели находить заблуждения у других, но, в отличие от Епифания, соверщенно утратили способность видеть во всем - даже в светской и антихристианской мысли - пусть и искаженное, но только христианство. Наверное, Епифаний Кипрский, по-настоящему, ошибся лишь в одном: Вакциной от заблуждения может быть лишь само заблуждение.

Dr.Augustin Sokolovski