Publications

Преображение Господне

Августин Соколовски

19 августа, 6 августа по юлианскому календарю, Церковь празднует Преображение Господне. День Преображения является для Церкви, как Общества Верующих, важным поводом к размышлению над смыслом этого События.

Согласно Евангелию, Господь Иисус взошел на Гору с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном, и преобразился пред ними. Иисусу из Назарета собеседовали пророки Моисей и Илия. Глас Бога и Отца засвидетельствовал, что на Иисусе почивает «Благоволение». Последующее развитие искупительной тайны показало, что Благоволение Бога есть Сам Иисус Господь. Это событие описано в Евангелии от Матфея, Марка и Луки (Мф.17;1-6; Мк.9;1-8; Лк.9;28-36).

Окончание описания События Преображения в Евангелии свидетельствует о том, что Само Преображение непосредственно связано с Крестом Христовым. Господь являет Свою славу, после чего возвещает Апостолам о предстоящем Страдании. «И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. Ибо Сын Человеческий пострадает» (ср.Мф.17;9.12). В контексте последовательности литургических празднований Церкви важно, что празднование в честь Креста Христова, День Воздвижения, совершается 27 сентября, то есть на сороковой день после Преображения.

Преображение Господне было историческим событием, то есть имело место однажды в истории. В свою очередь, первохристианские общины, стоявшие у истоков евангельских текстов, а, вслед за ними, и святоотеческое богословие, придали событию Преображения домостроительный смысл. Это означает, что Преображение занимает особенное место в истории спасения, и, что особенно важно, в божественной экономике, то есть Его администрировании миром.

Важно понимать, что позднее византийское богословие в 14м веке, в лице фессалоникийского архиепископа Григория Паламы (1296–1359), предприняло грандиозную попытку полного переосмысления События Преображения. Напомним, что традиции западного христианства свойственны так называемые «идейные праздники». В них, вместо, или наряду с конкретными событиями, совершается воспоминание тех или иных вероучительных истин: «Тело Христово», «Христос – Царь», «Имя Иисуса Господа Иисуса». Получается, что в лице паламизма Православный Восток того времени фактически превратил Преображение в идейное торжество в честь «божественного света», «нетварных энергий» и молитвенной практики исихазма. То есть, Преображение как исторический факт, и, главное, его непосредственная связь с Крестом Христовым, были, если ее забыты, то, во всяком случае, отошли на другой план.

Парадоксальным ответом на эту «теологизацию» Преображения стало народно-благочестивое отождествление литургии праздника с благословением нового фруктового урожая. Преображение как яблоки и виноград: символы грехопадения первых людей и омывающего грехи всех, «пролитого за многих» (Мф;26,28), Евхаристического Вина. «Боже, Спаситель наш, который благоволил назвать «виноградом» Единородного Твоего Сына, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса, и тем плод бессмертия нам даровал», - говорится в молитве на благословение плодов в День Преображения. Через это, парафразируя название песни «Металлики» из альбома 1988 года, «Жнец Печали» - Господь Иисус – стал Благословением фруктового урожая Лета Господня.

Итак, мы имеем дело с двумя, или даже тремя смыслами События Преображения: 1. Библейский и исторический; 2. Теоретический, идейный и схоластический; 3. Народный и благочестивый, который подводит итоги периода времени. Но есть у Преображения и особый, четвертый смысл. Доселе он практически всегда ускользал от внимания Церковной Общины.

В момент кульминации евхаристической молитвы Церковь, устами священника или епископа, а, по убеждению Древней Церкви, всякий епископ не более чем просто священник, произносит следующие слова: «Воспоминая эту спасительную заповедь и все, ради нас совершившееся: крест, гроб, воскресение в третий день, на небеса восхождение, по правую руку сидение, второе и славное второе пришествие».

Это ключевая фраза евхаристического моления Церкви. Ибо она предшествует двойной эпиклезе одновременного Преложения Общины и Даров в Тело и Кровь Христовы. То есть, хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа Иисуса. Телом и Кровью Господа становится и сама молящаяся Община! «Прими то, кем Он есть – Тело Христово, чтобы стать тем, чем Ты есть – Телом Христовым», - призывает величайший отец Церкви всех времен святой епископ Августин Иппонский (354–430) в своей проповеди о Евхаристии.

Итак, согласно буквальному смыслу слов этой молитвы, Второе Пришествие Господа само является предметом Воспоминания. Оно уже совершилось. Второе Пришествия, или, на языке богословия, Парусия - часть воспоминания Молящейся Общины.

Церковь - странствующая Община Истолкователей, или Сообщество Интерпретаторов. В истории она призывается к тому, чтобы вновь и вновь воссоздавать себя. Говоря словами Павла, «забывая прошлое, простираться вперед» (Фил.3,13). Будучи Домом Божьим, Церковь как Церковь Созидаемая и нуждающаяся в Преображении (лат. Semper Reformanda), в своей сакраментальной таинственной сути, непрестанно работает над нахождением смыслов. Такое новое осмысление экономического события – а домостроительство спасения мира есть подлинная божественная экономика – есть воссоздание тех звеньев в цепи воспоминаний Господа, которыми созидается Конец Истории.

В контексте Дела Божия, Его замысла Управления Миром, событие Преображения приобретает совершенно новое значение. Ведь подлинный смысл Преображения не в прошлом, том единовременном, и не доступном современникам Иисуса и Апостолов, явлении славы Господней на Горе Фавор в Палестине, но в будущем. По сути, событие Преображения только будет быть. Оно есть Праздник Будущего, знаменующий собой эсхатологическое свершение. Преображение есть воспоминание Второго Пришествия.

«Мы более не знаем Христа во плоти», - пишет Апостол Павел (2 Кор.5,16). Эти слова означают следующее. В отличие от других Апостолов, Павел был моложе Господа Иисуса и застал Его живущим на земле. В отличие от Апостолов, никто из нас, так же как никто из последующих поколений христиан, не видел Господа до Его Креста. Никто из христиан не видел Его и до Воскресения! Господь Иисус, доступный нам, это Господь Царствующий над Вселенной, Господь Воскресший и Хозяин Истории.

Господь доступный нам это Господь Второго Пришествия. Доступный «уже и еще нет». Об этом выражении мы скажем чуть позднее. Поэтому, и здесь важно возвратиться к Событию Преображение, мы мысленным взором созерцаем Его в Славе. Как об этом говорится в Евангелии про Преображение: «Иисус преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми как снег» (Мф.17; 1–2).

Согласно церковному богослужебному календарю, август – это последний месяц года. Ведь 1 (14 сентября) Церковь празднует новолетие, церковный Новый Год, празднуемый таким образом с глубокой древности. Таким образом, День Преображения празднуется в конце церковного богослужебного года.

Это является для Церковной Общины и Светского Общества важным поводом к прощальному размышлению над новым, завершающим смыслом этого празднования Преображения. Ведь так во вполне определенном смысле это событие становится прощальным. Ибо празднуется в конце церковного года. В следующий раз Церковь будет праздновать Преображение только через год. Будет праздновать, если Бог продлит бытие этого мира.

Согласно Апокалипсису, Пришествие Господа приближается. «Свидетельствующий сие говорит: Ей, гряду скоро!» (Апок.22,20). «И увидел я подобного Сыну Человеческому: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег» (Апок.1;13-14). Господь Второго Пришествия в Апокалипсисе предстает в образе, уже виденном Апостолами на Горе Преображения. А Догмат Церкви о Втором Пришествии означает убеждение, что Господь наш жаждет вернуться вновь, чтобы преобразить Вселенную и завершить Историю Мира.