Августин Соколовски
Братья и сестры, сегодня первое подготовительное воскресенье к Великому Посту, которое называется Неделей Мытаря и Фарисея. В этот день за литургией прочитывается отрывок из Евангелия от Луки, 18 глава, стихи 10-14. Это всего четыре стиха. Но у них огромное значение. Эти стиха породили огромное количество толкований, проповедей, произведений искусства. Из года в год и из столетия в столетие православные христиане обращаются к этому евангельскому тексту, чтобы найти для себя вдохновение на Великий Пост.
10 Два человека вошли в Храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
Конечно же, Господь Иисус имеет в виду храм в Иерусалиме. В библейские времена это было единственное место поклонения Богу, Которое установил Сам Бог. Храм имел особенное огромное значение. Нам даже сложно представить, сколь значимым было это место. В этом смысле мы с вами очень избалованы. Хотя церковь может находиться далеко от дома, но место, где можно молиться Богу и приносить Ему жертву хвалы находится везде. Для иудеев времен земной жизни Господа Иисуса это было невозможно.
Фарисей и мытарь «вошли в Храм помолиться», - говориться в Евангелии. Когда мы входим в храм Бога, нам с вами, братья и сестры, следует задаваться вопросом, зачем мы это делаем. Входим мы в храм, чтобы просто «поставить свечку», или, быть может, чтобы просто посидеть в тишине, а может, в храм нас просто привела привычка или скука. Часто мы, живущие за рубежами нашей православной родины, входим в храм просто ради того, чтобы оказаться в кругу своих знакомых и друзей. Некоторые, например, духовенство, могут пойти в храм, как на место своей работы. Фарисей и мытарь вошли, чтобы помолиться. Это самая главная и первая причина для того, чтобы посещать храм. Будем спрашивать себя каждый раз, когда входим в храм, пришли ли мы помолиться, или для чего либо другого.
Фарисеи были людьми, которые сделали упражнение в благочестии делом своей жизни. Мытари сотрудниками языческой Римской власти. Они собирали налог для римлян, помогали язычникам контролировать Народ Божий. В этом смысле каждый из нас и мытарь и фарисей. Мы постоянно стараемся жить благочестиво, и мы постоянно работаем на службе у этого мира, который всегда в чем-то противостоит Богу и Его Церкви.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
Что это за молитва, которую произносит фарисей? Это ритуальная молитва. Это то, что мы с вами называем молитвенным правилом в нашей личной духовной жизни. Это то, что в литургической жизни Церкви называется суточным кругом богослужения. В правиле, которое практиковал фарисей, по-видимому, была часть, в которой полагалось благодарить Бога за собственное благочестие, и осуждать грехи. Нас это не должно удивлять. Ведь, читая псалмы, мы часто повторяем слова, в которых осуждаем грешников, или даже просим Бога наказать их за грехи. Например, в 101 псалме, который мы читаем во время Первого часа, мы обещаем Богу бороться в грешниками с начало каждого дня. Фарисей читает ритуальную молитву и вдруг обращает внимание на конкретного человека, стоящего рядом. Он ничего не знает об его обстоятельствах. Но обрушивает на него свое осуждение. Фарисей просит Бога обрушить Свой гнев на него. Так он выходит за пределы ритуальной молитвы.
12 Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
Это продолжение ритуальной молитвы. Это выражение благодарности Богу за те жертвы, которые человек оказывается способен Ему принести.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Молитва мытаря это личная молитва. Это спонтанное обращение к Богу с просьбой о покаянии. С молитвой соединены его жесты. Ведь стоит вдали, он остается на пороге храма. Он не смотрит на небо, но склоняет голову. Наконец, мытарь ударяет себя в грудь. Это личная молитва. Мытарь не употребляет ритуальную молитву, хотя для того времени она была главной и самой важной.
«Боже, будь милостив ко мне грешнику». Это молитва, которая стала основанием Иисусовой молитвы других кратких молитв, которые призваны оживлять душу православного христианина
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Почему Господь говорит, что мытарь «пошел в дом свой более оправданным, нежели фарисей»? Потому что личная молитва важнее и выше молитвы ритуальной.
В преддверии Великого Поста Церковь призывает нас к покаянию. Покаяние это разрушение себя прежнего, это попытка убежать вперед, туда, где нас ожидает Бог. Бог — это будущее человека. С Богом необходимо говорить. Разговор с Богом это молитва. Очевидно, что мы, православные христиане, почти всегда предпочитаем ритуальную молитву. Молитвенное правило кажется нам более «надежным» способом обращение к Богу. Поэтому мы почти никогда не молимся лично, своими словами. И даже личную молитву, подобную молитве Иисусовой, мы часто превращаем в ритуал. Поэтому до мытаря нам очень и очень далеко.
В личной молитве Бог лично говорит с человеком, причем, через те слова, которым к Богу обращается сам человек. Поэтому личная молитва такая сложная. Ведь в ней необходимо взвешивать каждое слово. Каждое слово в ней является неповторимым, каждое слово обладает особенной гравитацией. В преддверии Великого Поста попросим Бога научить нас молиться так, чтобы Он слышал наши слова.