Августин Соколовски, доктор теологии, священник
Одно из наиболее известных древних изображений Господа Иисуса, коптская икона VI века, хранящаяся в Музее Лувра, являет нам весьма редкий образ Спасителя. Господь наш изображен рядом со святыми одинакового с ним роста, на плечо которого Сам Он, удивительно по-человечески подлинно, совершенно по-братски возлагает руку. Святой этот – великомученик Мина Египетский, память которого Церковь празднует сегодня. Один из наиболее почитаемых святых христианской древности и всего средневековья, ныне Мина почти совершенно забыт в Православной Церкви.
Согласно свидетельству о страдании Мины, которое весьма немногословно, он был высокопоставленным военным сановником. Египтянин по происхождению, он нес службу во Фригии – внутренней области западной Малой Азии, когда в Империи разразилось Диоклетианово Гонение. Не желая быть участником этого великого преследования, Мина, который уже был христианином, вышел в отставку и удалился в отдаленные места в уединении.
Поскольку практика Древней Церкви и даже священные каноны предписывали христианам самим не искать мучений, и по возможности удаляться, и даже бежать в случае наступления гонений, в этом не было ничего необыкновенного. Однако, вскоре святой переменил свое мнение, вернулся из суединения и открыто предпочел отставке и бегству свидетельство открытого выступления.
Итак, Мина прибыл в город, где в это время, в огромном амфитеатре, аналоге современных спортивных стадионов, совершалось языческое представление. Очевидно, что власть предержащие еще хорошо помнили бывшего сановника. Они предоставили ему почетное место, с которого можно было не только видеть происходившее зрелище, которое древние христиане именовали не иначе, как «позорищем», но и быть видимым всеми. В этот момент святой воспользовался возгласом.
Важно помнить, что привычные нам краткие славословия – «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу», «Христос Воскресе», «Аминь», и многие прочие – первоначально обладали совершенно особенным значением. Ведь христиане имели обыкновение внезапно появляться среди языческих столпотворений, во всеуслышание провозглашать громким голосом Истину Веры в кратком изречении и тотчас исчезать с места преступления. Потому что остаться после христианского возгласа означало сознательно выбрать для себя кровавое мучение.
Итак, Мина во всеуслышание провозгласил свое христианское исповедание. Был схвачен и отправлен в темницу, потому что язычники надеялись было, что этот весьма авторитетный человек, свидетельство которого было весьма веским, переменит свое решение. Но Мина остался верен своему убеждению, был подробно допрошен, мучим, судим, и обезглавлен на следующий день. Тело его удалось забрать находившимся в городе христианским свидетелям происшедшего «Празднования Дня Рождения» (так христиане тогда называли дни мученической смерти), и тайно перенесено на родину святого в Египте, где и покоилось до полного прекращения гонений.
Тогда Господь явил память о свидетеле веры обилием чудотворений. Почитание Мины вскоре распространилось по всей Империи, и даже за ее пределами. Обнаруженные археологами изображения святого свидетельствуют о его почитании, помимо родных для него Египта и Малой Азии, в Греции, Италии, на Юге Франции и даже в карфагенской Римской Африке. Отовсюду ко гробу святого в Египте устремлялись паломники. Ему были посвящены многие церкви, одну из первых воздвиг в Константинополе сам Император Константин I, которому, по молитвам Мины, также было даровано исцеление. Господь наш приблизил к Себе Мину, соделал Своим братом, другом и покровителем людей. Церковь же назвала Мину Великомучеником за его великое, ставшее всемирным и вселенским, свидетельство.