Августин Соколовски
Сегодня празднуется память Собора Новомучеников Церкви Русской. В этот день вспоминается память всех тех, кто пострадал за свои православные христианские убеждения во время большевистских, революционных и прочих безбожных гонений против христиан, христианства и Церкви в прошлом XX веке, и был прославлен в лике святых. Одновременно, Церковь молится за всех тех, кто пострадал за христианскую веру, но еще не был прославлен.
Первоначально Новомучениками именовали тех, кто пострадал по время гонений, но еще не был прославлен Церковью. Затем, после торжественной поименной канонизации весьма многих мучеников и исповедников Русской Церкви в 2000 году, прибавление «ново-» не всегда употребляется при поминовении этих святых в календарях.
В этой связи можно задаться вопросом, имеет ли дальнейший смысл такое наименование? Быть может, действительно стоит впредь называть этих святых не новыми мучениками, а мучениками и исповедниками. Так Церковь именовала святых мучеников древности. Помимо этого, возникает вопрос о том, в чем особенность именно их подвига, говоря языком богословия, в чем суть их послания, и почему этих мучеников последнего времени должно с особенным вниманием почитать?
Согласно Писанию, первым мучеником был Сам Господь Иисус Христос. «Так говорит Аминь, Свидетель Верный и Истинный» (Апок.3,14). Слово Свидетель на греческом языке звучит как «Мартир», то есть, дословно, мученик. Так же мученики именуются на немецком, итальянском, французском, английском и других не славянских европейских языках. Господь Иисус взошел на Крест. В событии Тайной Вечери Он преподал ученикам Хлеб и Вино, как Свои Тело и Кровь. Тем, самым, Он указал, что смерть Его была добровольной. Господь Иисус исполнил волю Отца, явил верность библейскому Завету. Он стал Первым Мучеником, Первым Свидетелем и Свидетельством Нового Завета.
Дело в том, что славянское православие сформировалось, когда эпоха гонений первых веков христианства была далеко позади. Потому особенное значение в почитании святых той далекой эпохи в сознании православных христиан придавалось страданию. Отсюда и наименование «Мученик».
При этом, такой транс-семантический перевод понятия «свидетель» нельзя считать ошибочным. Он выражает истину о том, что свидетельство за Христа даже до смерти – это следование крестным путем Самого Господа и Искупителя.
История знала разные периоды гонений на веру. Важно отметить, что в целом эта периодизация следовала структуре христианского вероисповедания Символа веры. Пути мученичества в Церкви в какой-то таинственной последовательности во многом воспроизводили последовательность Символа веры. 1. Единство Бога; 2. Господь Иисус, Святой Дух, Святая Троица; 3. Церковь, Крещение и спасение в Церкви.
Мученики первых веков христианства страдали от языческих римских императоров за исповедание веры в Единого Бога. Сам Император обожествлялся. Язычники называли его Господом. В честь императоров воздвигались храмы. Христиане отказывались приносить жертвы Императорам, признавать других богов. «Бог Один и Един, Он – наш Небесный Отец», - звучало их исповедание. «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и людьми, человек Христос Иисус» (1 Тим.2,5). ‘Верую во Единого Бога’, - было причиной преследования. Очевидно, что эти слова – первая часть христианского Символа Веры.
После Великого Гонения Императора Диоклетиана (303–313), и его преемниках Императора Константин (+337) легализовал христианство. Многие были уверены, что христианство распространится по всей Вселенной. Но в первой половине VII века возник Ислам. В 630 годах начались арабские завоевания. Был создан Халифат. Во главе этой Новой Империи стояли правители-мусульмане. Хотя они опирались на христианских интеллектуалов и античную культуру, ислам распространялся.
Христиане становились мучениками за отказ принять ислам. Мусульмане становились мучениками, если переходили в христианство. Спустя века, арабских завоевателей сменили тюркские государства и империи. На месте прежней Византии воцарилась Османская Империя. Так времена переменились. Христиане стали страдать за исповедание веры во Иисуса, как Царя и Бога. За веру во Святую Троицу. ‘Верую во Единого Господа Иисуса, в Духа Святого’ – была причина этих гонений. Это ничто иное, как вторая часть Символа Веры.
Французская Революция 1789 года, а затем Большевистская Революция в России 1917 обрушили свою ненависть на Церковь, как таковую. Поэтому множество христиан были убиты революционерами, а затем большевиками за одну принадлежность к Церкви Христовой.
Вера и истина гонителей не интересовали. Знамения привели бы их в еще большее бешенство. Еще больше бы страдала Христова Церковь. Поэтому, в отличие от древних мучеников, страдания которых, согласно житиям, были облечены особенной славой, и даже знамениями, и чудесами, страдание новых мучеников происходило в молчании. Оно несло в себе образ Христа в Гефсимании. Отречения от Христа ‘революционеры’ не требовали, скорее, наоборот, считали бы отвергнувших свои убеждения верующих еще более презренными.
Те, кто убивал новомучеников, заранее отреклись от Бога, не верили в Него в ненависти, продали душу дьяволу. Если бы они услышали проповедь, то стали бы убивать еще больше. Противостоять им могло лишь молчание. Суббота сошествия во ад, путь Христовой оставленности.
Древние мученики исповедали веру в амфитеатре. Образ новых – остаться наедине с умершим; ребенок, потерявшийся в лесу. Ад – это убивающие другие, ад - это убивать; ад – это топос беззащитности, место, где нет никого.
Церковь – это принадлежность. Неизгладимая печать, знак рабства и славы, за которую преследовали и преследовали христиан безбожники. Именно это делала их, в глазах гонителей, обреченными на гибель. «Верую в Церковь, принадлежу к Церкви через Крещение, в Церкви обретаю прощение и спасение», - третья часть Символа Веры.
Об этом важно помнить почитая Память Новомучеников. В своем безмолвном свидетельстве Христовой Славы они явили Церкви и миру образ Божественного Агнца. «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее», - пишет Апостол к Эфесянам (Эф.5,25). Они, новые мученики, были Страдальцами за Церковь. Свидетельствовали о том, что Церковь – драгоценная Невеста Бога. Здесь на земле в Последние Времена, как хрупкое создание, ее должно любить и беречь.