Publications

Богоявление и искушение

Августин Соколовски 

В Евангелии, рассказ о Крещении Господа Иисуса образует смысловое единство с повествованием об искушении Господа в пустыне от дьявола. Иными словами, повествование о Крещении немедленно переходит к рассказу об искушении. ‘Немедленно после того Дух ведёт Его в пустыню, и был Он там сорок дней, искушаемый сатаной’, - говорится в Евангелии от Марка (Мк.1,12-13). Слово ‘немедленно’ здесь чрезвычайно важно. 

Так становится очевидным, что что в моменты величайшей славы, веры со стороны народа, проявлениях мессианства, знамениях и чудесах, Господа будут сопровождать испытания, искушения от людей, и нападения от сил зла. Так постепенно на страницах евангельского текста будет раскрываться трагическая суть бытия. Одновременно, будет раскрываться тайна Искупления. Ибо Господь пришёл ‘избавить мир от зла’, - как в молитве ‘Отче наш’. 

Согласно Евангелию, Дух, который явился в виде голубя при Крещении, ведёт Господа в пустыню. Мессия, Христос Иисус, в пустыне был искушаем от диавола. В моменты искушения диавол говорил языком Писания. Будучи олицетворением фанатизма и неуравновешенности он, одновременно, кричал и шептал голосом Священных Книг. 

Сатана обращался к священным текстам. Важно понимать и помнить, что слова диавола ко Господу обладали последовательностью и имели свою логику. Так, в своём лукавом роде (Мф.12,39) он показал себя, как толкователь Писания, то есть, как экзегет. 

1. Дьявол начал с Закона Моисея. Из Пятикнижия он процитировал Исход. Предлагая ‘сделать из камня хлеб’, он ‘напомнил’ Спасителю о том, как некогда Бог питал Свой народ: «И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно» (Исх.16,4).

2. От закона дьявол перешёл к Псалмам. От Закона к Молитве. ‘Пользуясь’ 90 псалмом, в котором Бог обещал Праведнику с большой буквы, то есть, Мессии, Свою Защиту, лукавый дух призвал Господа броситься с крыши Храма вниз. 

3. Наконец, после Закона и Псалмов, дьявол обратился к Пророкам. Именно они толковали Закон в Духе, предвозвестили Пришествие Мессии, видели Новый Небесный Иерусалим. Цитируя пророческие тексты, дьявол требовал от Христа поклонения себе. Так он попытался присвоить себе Божье Откровение. В действительности же, он процитировал Исайю, который, предвидя грядущее обрушение сатаны Богом, сказал о дьявольском замысле: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе́ в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис.14;13-14).

Господь Иисус отверг все дьявольские искушения. Ответил дьяволу ‘нет’ и проклял его библейским проклятием: ‘Отойди от меня, сатана!’ (Мф.16,23). Как говорит Евангелии, дьявол отошёл от Христа ‘до времени’. 

Вслед за словом ‘немедленно’ в повествовании о крещении и искушении, это ‘до времени’ является ключевым изречением. 

Толкователи видели в этом ‘до времени’ указание на время Крестных Страданий Христа, когда Искуситель обрушил на Искупителя все силы зла. Важно помнить, что если бы Бог и Отец не воскресил Своего Сына Иисуса из мёртвых (Деян.2,24), то крестная смерть Господа стала бы величайшим торжеством зла в истории. Но Христос Воистину Воскрес! 

Однако, некоторые из толкователей полагали, что слово ‘до времени’ относится не только ко Кресту Христову, но к истории мира, и человечества в целом. Они считали, что эти слова в особенности относятся к самой Церкви. 

Церковь, Странствующая в истории, всегда, до скончания века, будет подвергаться нападкам дьявола. А искушения, которыми дьявол искушал Христа, будут противостоять Церкви. Это будут искушения извне в виде благ мира, сладострастия, богатства и власти. Это будут искушения извнутри - самое сложное для понимания и опасное по факту.

Так, великий древний толкователь Писания Тихоний (+395) писал о том, что Церковь, здесь на земле, это двухчастное тело. По латыни - Ecclesia bipartita. В ней, по мнению экзегета, одна часть принадлежит Христу, другая - дьяволу. 

В свою очередь, учитель Карфагенской Церкви, святитель Августин Иппонский (+430), предпочитал говорить не о двухчастном, но смешанном теле. Церковь - это ‘смешанное тело’ (Ecclesia permixta). 

«Следует говорить о теле Господа истинном и смешанном (permixto), или о теле действительном и мнимом (simulato): ибо лицемеры не только не будут с Господом в вечности, но и теперь уже не с ним, хотя, по-видимому, находятся в его Церкви», - писал великий Отец Церкви (Христианская Доктрина 3,45). 

Итак, Тихоний, семь экзегетических правил которого впоследствии стали классикой святоотеческого толкования Писаний, использовал термин «Двухчастное Тело». 

Августин же предпочитал говорить о «Смешанном Теле», поскольку термин «двухчастный», по его мнению, создавал неясность в вопросе о том, будет ли эта «Мнимая», «Притворная Церковь» (Ecclesia Simulata) в вечности упразднена. 

Об этом же говорит и учение Августина о Двух Градах. Весьма долгое время было принято считать, что под Градом Божьим и Градом Человеческим Августин имел в виду Церковь и Государство. Однако, это совершенно не так. Согласно Отцу Церкви, Два Града противостоят друг другу и в мире и в Церкви. И только во Втором Пришествии Христовом Господь вернётся, чтобы их разделить. 

Итак, будучи со Христом и Телом Христовым, Церковь, парадоксальным образом, содержит в себе и нечто противоположное. „Между тем сии две части не всегда будут составлять одно ”, - пишет Отец Церкви. Господь отсечёт и упразднит все ложное, и овергнет в плач и скрежет зубов (ср.Мф.24,51).