Publications

По какой статье осудили Христа? Размышление в Великий Четверг.

В особые дни Страстной седмицы задался вопросом: а по какой статье был осужден Христос?
Из Евангельских повествований видно, что был не один суд, а три — Синедриона, Ирода Антипы и Понтия Пилата. У всех свои мотивы и свои цели. Причем без сомнения именно Синедрион стал инициатором данного судебного процесса, что полностью согласуется с пророчествами о Христе. В описании налицо нарушение существовавших на то время норм иудейского закона — вне особого помещения, ночью и в канун праздника Песах, спешно и сразу после ареста.
Для начала необходимо вспомнить, какие именно обвинения Христу предъявил Синедрион? Обратимся к Евангелисту Матфею: 
Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. (Мф. 26; 59-66)

Для соблюдения формальности суду синедриона были необходимы свидетели, однако никакой пользы синедриону от них не было. Христос Сам засвидетельствовал о том, кем Он был. Но по форме это более походит на самооговор, чем на признательное показание. Однако первосвященником такое нарушение процесса в расчет не берется. Судьи и обвинители в одном лице изначально не ставили задачи оправдать Иисуса. Его судьба была предрешена задолго до их рождения. 
Когда Христа привели на суд Пилата, первосвященники старались изобразить Его бунтарем против Римской империи, поскольку понимали, что обвинения в богохульстве не будет браться в расчет римским прокуратором. В качестве вины ему инкриминировали то, "что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем" (Лк. 23:2)Но они сами понимали, что подобные обвинения не могут служить причиной для смертной казни, что впоследствии подтверждает и сам Пилат: "вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его" (Лк. 23:14)
Иисус верно сказал Пилату о том, что тот действительно не имел над Ним полной власти, поскольку первосвященники, зная менталитет и чаяния Римского наместника, сначала проявили верноподданнические чувства к ненавистной им Римской Империи, а затем косвенными угрозами заставили Пилата осудить Христа на распятие: 
"Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю." (Ин. 19;12)
Пилат умывает руки, поскольку понимает, что не может судить этого пленника по законам Римской империи. Тем не менее, боясь с одной стороны иудеев, а с другой, вероятно своего римского руководства, отправляет Христа на судилище. А раз у Пилата нет предъявленных обвинений, то и весь суд превращается в фарс и избиение. Пилат попробовал воспользоваться иудейской традицией и отпустить Христа, однако и это ему сделать не дали. О какой тогда власти своей он мог вести речь перед Христом?
Но был еще третий суд. Это суд Ирода Антипы. Любителю пиров и торжеств, казнившему Иоанна Предтечу, по сути дела Христос в отношении Его дальнейшей судьбы был глубоко безразличен. Да, ему хотелось увидеть его и пообщаться, примерно так, как некоторая часть сильных мира сего желает пообщаться со священником: им абсолютно безразличны те слова, которые им скажет священник, поскольку они не намерены что-то менять в своей жизни. Пока им интересно, они будут слушать, даже с некоторым чувством "сакрального пиетета", но дальнейшее им вскоре надоест, поскольку им не покажут чуда, не пообещают увеличения их благосостояния или назначения на новую должность. Вот примерно понятные современному человеку мотивы Ирода. Пилат отправил Иисуса к Ироду, узнав что Христос из Галилеи, и то что Ирод находился на тот момент во Иерусалиме (Лк. 23;6-7) Этим действием Пилат еще надеялся снять с себя ответственность, передав суд Ироду, который тоже имел на это право. Однако Ирод вообще не вынес никакого решения. Как такового суда не было, - Ироду не было интересно вникать в суть проблемы. Евангелист Лука пишет, что Ирод задавал ему многие вопросы. (Лк. 23;9) Сомневаюсь, что эти вопросы имели отношение к обвинению. Исходя из описаний этого "суда" можно сделать вывод, что Ирод не воспринимал Христа всерьез. Это подтверждает и евангелист Лука: "Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату". (Лк. 23;11)
Исходя из своих полномочий Ирод мог вообще отпустить Христа, однако этого не сделал, вновь передав Его Пилату.
Делая анализ всех трех "судов" и двух т.н. "судопроизводств" приходим к выводу, что ни одно из них не имело под собой какого-либо доказанного обвинения. Решение первого суда основывались на зависти, что признавал и Пилат. «Итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? Ибо знал, что предали Его из зависти» (Мф. 27;17-18) .
Второй суд Ирода был "шутейным собором", не имея никакого отношения к судопроизводству, а третий и окончательный приговорил Христа к смерти, собственно говоря не вынеся никакого обвинения.
Но так и должно было случиться. Не в силах никого из участников тех обвинительных процессов было изменить или отменить приговор. Эта смерть была нужна нам. В эти предпасхальные дни вспомним пророчество Исайи, написанное за семь столетий до происшедших в Иерусалиме событий. 

"Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет." (Ис. 53;2-11)

В этих словах пророка изложена глубокая суть христианской веры, до нынешней поры не понятого и не принятого миром Царства Христова. (Ин. 18;36)

o. Александр Суворов