Publications

Святой преподобный Марк гробокапатель

Община словами Никео-Константинопольского Символа Веры исповедует веру в «воскресение мертвых». В Символе Веры, называемом «Апостольским», говорится о Воскресении Плоти. Убеждение в воскресении мертвых является догматом веры. Это воскресение реально и телесно. О нем необходимо помнить. Его должно ждать.

В Ближних Пещерах Киево-Печерской Лавре ждет воскресения мертвых преподобный Марк. Марк Пещерник вошел в память Церкви как Марк Гробокопатель. Его память Община вспоминает 11 января. Празднование памяти Марка учит Общину помнить о том, кто Хозяин жизни и смерти. Празднование памяти Марка призывает Общину к возвращению к вере в Воскресение всех. 

Время жизни Марка не поддается точной датировке. Известно, что он жил в конце XI – начале XII веков и был свидетелем перенесения мощей преподобного Феодосия из Пещер во Святую Великую Церковь в 1090 году. Марк принадлежал к тому удивительному поколению – если можно назвать поколением многие поколения подвижников той эпохи – которое заставляло современников поверить, что древнехристианские времена вернулись вновь. Печерский монастырь тех времен – это Агапит Врач, Моисей Угрин, Иоанн Многострадальный, Пимен Многоболезненный, Никола Святоша, Илия Муромский, Алипий Иконописец, и многие-многие другие.

Восприятие современниками Печерского Монастыря того времени можно прочувствовать в словах автора одного из авторов Печерского Патерика, святителя Владимирского Симона (+1226). Призывая монаха Поликарпа не отлучаться из монастыря, Симон пишет: «Или ты не знаешь, что дерево, если не поливать его и часто пересаживать, скоро засыхает? И ты, отлучившись от послушания отца и братии и оставивши свое место, вскоре погиб бы. Овца, пребывая в стаде, в безопасности, а отбившись от него, быстро погибает, и волк съедает ее. (…) Печерский монастырь – это море, не держит оно ничего гнилого, но извергает вон». Печерский Монастырь, как Топос Святости, место, где вскоре после Крещения Руси, жил и действовал Иисус Христос.

В своей литургии на сугубой ектенье Община молится о «Плодоносящих, и добродеющих во святых Божиих Церквах, труждающихся, плененных и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости». Литургическая археология учит нас тому, что под именем «труждающихся» создававшая богослужебные тексты Древняя Церковь имела в виду тех, кто погребает мертвых. Таким труждающимся в Киево-Печерском монастыре был Преподобный Марк. Его послушанием было погребение умерших братий. Марк трудился, не видя белого света. Силой Своей благодати Господь Иисус даровал Марку повелевать смерти и воскрешать из мертвых тех, кого он не успел или не смог - как этого требовали другие – «правильно похоронить». «О преподобном Марке пещернике, повелений которого мертвые слушались», - надписывается повествование о Марке в Печерском Патерике. 

Марк, живой, подземный, незаметный, маленький человек, труждающийся, дерзновенный, перед которым робела … смерть. «Этот святой Марко жил в пещере. При нем перенесен был святой отец наш Феодосий из пещеры во святую и великую церковь. Этот преподобный Марко много могил в пещере своими руками выкопал, вынося землю на своих плечах, и так трудился на погребение братии и ничего не брал за это. А если же кто сам что-нибудь давал ему, он принимал и раздавал убогим», - пишет автор Патерика. 

В наше время Святые Пещеры представляют собой завершенный подземный город, где святые отцы пребывают в ожидании воскресения. Тогда же пещеры продолжали спонтанно расширяться. В них до XIV века жили отшельники. Примером того, чем были тогда пещеры, могут служить недоступные для посещения варяжские, и другие «латеральные» пещеры, таинственно пронизывающие собою лаврский холм. Древние Киевские Пещеры, как удивительная форма жития, одновременно, гроб и дом.

Казалось, что первохристианское убеждение, что во Христе Иисусе смерти нет, в устах Марка становилось призывом, аккламацией, повелением: «Смерти – нет!». Однажды умер некто из братии. Марк же, много трудившись, изнемог, а потому выкопал слишком узкую могилу. Братия роптала, что могила слишком мала, и, главное, «нельзя было ни одежд поправить на мертвом, ни даже елея на него возлить». Для братии, как и для церковной современности, во всем важен был ритуал. Тогда Марк обратился к мертвому, чтобы тот сделал этот сам. Умерший приподнялся, взял елей, возлил на себя – в форме креста на лицо и грудь – поправил на себе одежды и снова умер. Другой подобный же случай, описываемый патериком, говорит о том, как Марк опоздал. Опоздал выкопать могилу и попросил уже умершего брата ожить и подождать, что и произошло. Удивителен рассказ и том, как Марк, по недосмотру, положил одного умершего брата «на верхнем месте». Собрат его, стоявший рядом, вознегодовал. Тогда Марк приказал умершему восстать и лечь ниже. «И вдруг по слову преподобного встал мертвец и лег на нижнем месте на глазах у всех пришедших. И видели все чудо страшное и полное ужаса». Это удивление есть отголосок Евангелия (ср. Мк.1,27). В честь Евангелиста Марка был назван преподобный Марк.
За предельно простым повествованием Печерского Патерика скрывается особенное богословие. Это богословие жизни во Христе Иисусе, убежденное в том, что во всякую эпоху и во всяком времени Церковь посещает Господь Христос. Посещает незаметно, не замечая незамечающих Его. 
Марк же ждет воскресения мертвых, ходатайствуя за Общину на Небесах. Марк учит Общину верить в воскресение мертвых. Марк учит воскресения мертвых ждать. 
иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski