Publications

ВОЗДВИЖЕНИЕ

Августин Соколовски

На сороковой день после Преображения Церковь празднует Воздвижение Креста Господня. Этот праздник является общехристианским, то есть, согласно древней традиции первого тысячелетия истории Православия, празднуется на Востоке и на Западе.

В Православной Церкви Воздвижение, как и Преображение, относится к числу главнейших двенадцати богослужебных торжеств, а потому именуются двунадесятыми. Оба праздника посвящены Господу Иисусу, и на языке богослужения и богословия именуются «господскими».

Подобно Преображению, Воздвижение не имеет непосредственного отношения к истории нашего спасения, то есть, не является воспоминанием ключевых событий божественного домостроительства на земле. Иными, словами, Воздвижения, а также, как и Преображения могло бы не быть.

В этом принципиальное отличие обоих празднований от Благовещения, Рождества, Крещения, Входа Господня в Иерусалим, Вознесения и Пятидесятницы, без которых история спасения в том виде, в каком мы ее знаем из Нового Завета, догматически немыслима. Ведь этими этапами определяются основные моменты искупления во Иисусе Христе.

Преображение и Воздвижение образуют собой особую смысловую единицу в богослужебном календаре. Она позволяет верующим взглянуть на событие Крестной Славы Господа вне последовательности Страстной Седмицы и Воскресения. Дает возможность осмыслить события светской истории и повседневности в перспективе избавления во Христе.

Напомним, что Преображение рассказывает о том, как Господь преобразился перед Апостолами Петром, Иаковом и Иоанном. В момент величайшей славы Иисуса с Ним беседовали пророки Моисей и Илия, был снова услышан уже единожды прозвучавший во время Крещения от Иоанна Отеческий Глас (ср.Мф.17,5). Согласно Евангелию, сразу же после Преображения Иисус объявил Своим ученикам, что будет предан и убит (ср.Мк.9,12).

Воздвижение Креста напоминает о том, как мать Императора Константина, Елена (250–330), в традиции Церкви именуемая Равноапостольной, в 326 году в Иерусалиме обрела Святой Крест, на котором некогда был распят Иисус. Важно помнить, что к тому времени крест, как таковой, все еще оставался орудием казни и был символом позорной смерти, который и сами христиане предпочитали не обозначать.

Сама святыня была сокрыта и в буквальном смысле намеренно «погребена» неверующими язычниками и иудеями в непристойном месте. Обнаружение местонахождения Святого Креста стоило Елене и сопутствовавшим ей христианам многих молитв и больших трудов. Из этого молчания и уничижения, умаления Бога, на языке богословия именуемого «кенозисом», в свете обретения Креста и его Воздвижения родилось великое торжество. Спустя три столетия после Распятия Воскресение Христово восторжествовало в Воздвижении Креста.

Таким образом, в смысловом отношении Преображение и Воздвижение дополняют друг друга, но векторы их как бы противоположны. Преображение направлено от славы ко Кресту, Воздвижение – от Креста к славе. Современникам казалось, что Событием Воздвижения было свыше обозначено окончательное и бесповоротное торжество Православного Христианства в Римской Империи и всеобщей истории. Определением Православия становилось официальное исповедание, рождалось всеобщее убеждение, что подлинная империя вечна и может быть лишь одна.

Напомним, что само событие Воздвижения состоялось на следующий день после освящения Храма Воскресения в Иерусалиме в 336 году. Сама Елена до него не дожила. Спустя три столетия Палестина была разорена Персией, а Крест уведен в плен. Возвращение его в 628 году после 14-летнего плена в Иерусалим при императоре Ираклии (610–641) стало «Новым Воздвижением» и Обновлением Праздника.

Оставались считанные годы до взятия Святого Града арабами-мусульманами. Ведь после взаимного разрушения в Римско-Персидской Войне обеих империй стремительно наступала экспансия ислама. Однако, участники великих празднеств «повторного» Воздвижения просто не могли об этом знать. Об относительности всякого земного торжества, даже религиозного, важно не забывать и в наши Последние Времена.