Publications

Происхождение честных древ Креста Господня

14 октября Церковь совершает празднование в Честь Креста Господня. Всякое торжество в честь Креста обладает трехмерным значением. Оно относится к прошлому, затрагивает настоящее и устремлено в будущее. Согласно Писанию, в конце времен Крест Христов воцарится над Вселенной и станет древом для исцеления народов (Откр.22,2). 

Как и всякая евангельская истина, слово о Кресте обладает трагическим, двойственным, амбивалентным измерением. Для одних она становится камнем спасения, для других же камнем соблазна. Истина может животворить, она же способна упразднить. Местом раскрытия такой двойственности является Догмат о Втором Пришествии Господа. 

Первое апостольское поколение верило, что возвращение Господа с Небес предстоит весьма скоро. И, хотя передать восприятие реальности мира ранней общиной непросто, в словах и намеках новозаветных библейских текстов можно прочувствовать напряженность той мессианской пульсации, что руководила апостольской жизнью. «Господь наш грядет», - писал Павел. Подобно тому, как в пасхальный период Община приветствует друг друга Исповеданием Воскресении, так первая христианская община узнавала друг друга паролем Его Возвращения: «Господь наш грядет» (1 Кор.16,22).

Воспоминание о Господе столь живо и непосредственно жило в сознании первой общины, что она просто не могла Его не ждать. В Воскресении Своем Господь предстал живым вовеки. Каждый тогда вслушивался в Его шаги за стенами. «Никогда не закрывать дверь до конца, ибо через нее войдет Мессия», - писал об этом Вальтер Беньямин. Тем не менее, Пришествие Господне замедлилось. Господь не вернулся.

Прошли столетия христианской истории. Церковь увеличилась, выросла, процвела. Преодолев гонения, обрела поддержку Империи. Казалось, состоялся некий новый замысел о Мире … без Пришествия Господня. О мире единой христианской Державы. Но и этого также не произошло. В ответ на забвение Ожидания Пришествия, Господь упразднил мечту о Христианской Вселенной. 

Для Церкви очень важно уметь всматриваться в суть библейского слова. Подобно тому, как бытие мира состоит из двух Градов – Града Божия и Града Человеческого – так и Церковь есть двухчастное тело. Одновременно она Тело Христово и Тело Дьявола. Учение об этом родилось в недрах великой Карфагенской Церкви, давшей миру Тертуллиана, Киприана, Тихония, Августина.

Небожественная часть двухчастного Тела Церкви пытается замедлить Пришествие Господа. Это означает, что Церкви, как целому, присуща способность превращаться в механику. Делаться механизмом приостановки Пришествия Господня, который сам Павел именует «Удерживающим». Обратная логика удержания Пришествия препятствует возвращению. Она же направляет мир по пути того прогресса, который на деле становится гибелью. 

Сложное, трагическое богословие двухчастного Тела Церкви означает призыв к различению. Оно же превращает день Изнесения Святого Креста в Знак Возвращения. 
иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski