Publications

Великомученик Георгий

Августин Соколовски

Святой Георгий – среди тех весьма немногих святых, кого Церковь именует «великомучениками». Первоначальное христианство было верой простых людей. Об этом в Евангелии свидетельствовал Сам Господь. Об этом писал Апостол Павел. «Не много среди вас славных», - писал он в Посланиях (1 Кор.12,1). Поэтому, когда к вере во Христа обращался кто-либо из людей знатных, известных, царского рода и происхождения, это было событием чрезвычайным. Такое свидетельство во мраке языческого мира было весьма велико.

Слово «мученик» на греческом языке, мартир, дословно переводится как «свидетель». Первым свидетелем, то есть буквально на русском языке, Первым Мучеником, Книга Апокалипсис именует Господа Иисуса Христа. «Так говорит Аминь, Свидетель Верный и Истинный, начало создания Божия». «Дух Святой сойдет на вас, и вы будете Мне свидетелями в Иерусалиме и даже до края земли», - таковы были последние слова Господа Иисуса ученикам по Воскресении (Деян.1,8). Сказав их, Господь немедленно вознесся.

Итак, важно помнить, и необходимо знать, что великими мучениками, или великомучениками, Церковь именовала тех святых, кто пострадал за Христа, будучи царского рода или весьма благородного происхождения. Так и святой Георгий был, выражаясь современным языком, одним из высших офицеров Римской Армии.

Среди древних мучеников христианской Церкви было весьма много воинов. Свидетельство древних месяцесловов, а также другие источники говорят нам о том, что образ Господа Иисуса Христа был весьма любим и популярен в Римской Армии. Это очень важно. Ибо говорит о том, что римские солдаты, профессионалы своего дела, люди, несомненно, воинственные, суровые и жестокие, выбирали своим идеалом не какого-то бога или героя, например Геракла, страшное животное, дракона, но Великого Страдальца, Иисуса, Того, Кто, будучи Сыном Бога Живого, предпочел именоваться Агнцем.

Трагический парадокс истории заключается в том, что, когда Империя стала христианской, а спустя многие века, православными стали национальные государства, воинство же христолюбивым, образ Господа среди воинов незаслуженно померк, и едва ли кто подлинно вдохновлялся «Образом умершего за нас и воскресшего» (2 Кор.5,15).