Publications

СВЯТЫЕ ФЛОР И ЛАВР

Августин Соколовски

Важно не забывать, что христиане призваны к добродетели. При этом добродетели могут быть динамичными, в действии, слове и образе мысли. Такие добродетели можно утратить, им также легко изменить.

Но есть добродетели статичные, которые важно приобрести, и гораздо легче сохранить. При этом они не менее важны. Они пред Богом и благотворны в духовной и повседневной жизни. Постоянные, остающиеся с человеком добродетели украшают память, помогают в общении с другими.

Благодать есть коммуникация, добродетель же плод благодати. Подобной добродетелью является знание по памяти дней празднования святых, то есть память о том, кто из святых вспоминается сегодня. Имена всех святых знать невозможно. Существует множество различающихся друг от друга месяцесловов, Поместные Церкви также порой празднуют святых в разное время. Однако, вполне реальным представляется выучить, хотя бы отчасти, дни празднования день за днем.

Это превратило бы дни каждого месяца из простого перечисления цифр в ежедневное напоминание святости. Начать это упражнение в добродетели можно с первого и последнего дня каждого месяца, или даже времени года. Так, по нашему церковному календарю лето заканчивается с празднования памяти Флора и Лавра. Их память – 31 августа.

Святые Флор и Лавр были мучениками. Они пострадали за Христа в правление Императора Адриана (117–138). Напомним, что большинство известных нам по именам древних мучеников относятся к преследованиям эпохи Диоклетиана (284–305). Уже в этой своей хронологической исключительности Флор и Лавр достойны почитания.

Согласно весьма немногим историческим сведениям, которые сохранились спустя почти две тысячи лет после их страдания, святые были каменщиками и практиковали свое ремесло в Византии. Так называлось древнее поселение, где спустя два столетия Константин Великий I в 330 году основал Константинополь. Флор и Лавр были родными братьями.

Святые пережили сознательное обращение ко Христу и крестились во взрослом возрасте. Апостолами, которые передали им веру, были их учителя и товарищи по профессии, Максим и Прокл. Важно не забывать, что у каждого человека есть не только Ангел Хранитель, но и свой Апостол. По замыслу Церкви, таковыми должны быть крестные. К слову, если в этом деле допускается профанация, гнев Бога может быть строгим. «Проклят, кто дело Божье делает небрежно», - говорит Писание (Иер.48,10). Таинство Крещения есть дело Бога в создании человека новым.

В ранние времена христианства Римская Власть обычно не устраивала официальных систематических гонений. Преследования были спорадическими. Христиан убивали обычно по доносу. Нередко доносили коллеги по профессии из язычников, чтобы таким образом избавиться от конкурентов.

Когда учителя святых братьев, Максим и Прокл, пострадали за Христа подобным образом, они, узнав об этом удалились в Иллирию. Так в римские времена называлась историческая область на Балканах. Предположительно, они выбрали для жительства окрестности современного македонского города Скопье. Здесь они получили новый подряд на строительство и приступили к постройке.

Зданию предстояло сделаться языческим капищем. Напомним, что обычно внутри таких храмов стояли идолы, а жертвы и прочие действия совершались снаружи. Молитвы в библейском смысле язычники не знали. Все было подчинено совершению правила и исполнению ритуала. За ходом работ, согласно житию, следил сын городского жреца.

Согласно житию, однажды часть конструкции обрушилась на юношу, тяжело ранило и совершенно повредило глаз. В бешенстве жрец обрушил свой гнев на Флора и Лавра. Язычники во всем искали причинно-следственные связи. Поэтому на братьев пало обвинение, что случившееся – гнев богов. Так возникло подозрение, что они христиане.

Согласно Евангелию, Господь Иисус, зная о том, что обвинение в мессианстве приведет Его на Крест, вошел в Иерусалим. Тем самым Он сделал свое страдание неизбежным. Радикализируя течение трагических для Себя обстоятельств, Он обозначил, что страдание Его было добровольным, и, одновременно, приблизил всеобщее спасение. Подобным образом, святые Флор и Лавр не стали оправдываться, но, вместе со своими рабочими совершили в недостроенном еще храме ночное богослужение. Сына жреца, по молитве Церкви, получил исцеление. Так языческое капище стало топосом обращения.

Когда известие об этом дошло до местного правителя, рабочие были казнены. Их жестокая смерть, а они были сожжены, стала крещением кровью. Парафразируя название песни Линдемана, можно сказать, что только предопределением Бога, огонь и вода сходятся. Святых Флора и Лавра живыми бросили в колодец и засыпали землею. Спустя столетия их мощи были обретены.

В момент обретения мощей мучеников прекратилась пандемия среди животных. Именно поэтому святые Флор и Лавр на иконах изображаются с лошадьми. Эта трогательная подробность не только напоминает о том, что в народном благочестии именно они покровителями домашних зверей, но и указывает на то мессианское время, когда, по слову Павла, все творение, разумное и животное, будет освобождено в свободу славы детей Бога (ср. Рим.8,21).