Августин Соколовски
Мы находимся в периоде между Вознесением и Пятидесятницей. Между Вознесением и Пятидесятницей ровно 10 дней. На этот период приходится только одно воскресенье. Чтобы достойно принять Святого Духа верующие призываются к размышлению над тайными нашего спасения. Главное воспоминание воскресного дня между Вознесением и Пятидесятницей — это память Отцов Первого Вселенского Собора в Никее.
Никея – город в Малой Азии, в западной части Анатолии, название которого в наши дни произносится, как Изник. Изначально это была древнегреческая колония, название ее в честь «Победы» совершенно идентично имени современной французской митрополии Ниццы.
Мы с вами счастливые люди. Мы дожили до Великого Юбилея. Ведь в этом году исполняется 1700 лет с даты проведения этого Собора.
Что такое Вселенский Собор? Вселенский собор — это собрание епископата Римской Империи. На языке архаической древности «вселенной», по-гречески «Ойкуменой» называлась именно Империя.
Никейский Собор – важная веха в целом ряде тех событий, которые привели к возникновению совершенно новой ситуации. Это настоящая революция. Она происходила в несколько этапов.
Во-первых, это Миланский Эдикт 313 года, который провозгласил христианство дозволенным и прекратил гонения; во-вторых, это «наш» Никейский собор 325 года; в-третьих, это повторное основание города Иерусалима и освящение Храма Гроба Господня в 326; в-четвертых, это основание Константинополя в 330; наконец, в-пятых, Крещение императора Константина Великого в 337 году.
После этого мир стал иным. Вселенная, ойкумена, стала превращаться в православную христианскую сверхдержаву, как принято говорить сегодня. Вселенский Собор должен был состояться так или иначе.
Однако, исторически созыв Собора в Никее связан с возникновением ереси Ария. Арий учил, что что Сын Божий, который во Христе Иисусе стал человеком, был создан. Никейский собор опроверг это учение. Никейский собор окончательно и бесповоротно провозгласил, что Сын Божий единосущен Богу Отцу. Он равен Отцу, Он никогда не был создан, Он был всегда, Он постоянно рождается от Отца, Он вечен, Он бесконечен, Он – Истинный Бог.
Это означает, что Иисус Христос, Который обращается к нам со страниц Евангелия и, главное, живёт в Церкви Духом Святым – это Сам Бог. Мы непосредственно, «не вооруженным глазом», чисто слышим слово Самого Бога, без всяких посредников, без искажений, без добавок. Мы спасены Самим Творцом. Он слышит нас, а мы слышим Его.
Никейский Собор - великое событие, которое означает для нас торжество богословия в человеческом слове. Почтим его радостью. Почтим его и с долей скорби.
В те времена сформировалось представление, что Империя могла быть только одна. Как один Бог, Один Господь Иисус Христос. одно Евангелие, одна Церковь - так и Империя должна была быть лишь одна.
Спустя всего три века возникла новая, мусульманская Империя, которая получила свою легитимацию благодарю возникшему в начале седьмого века исламу. Представление последнего об Иисусе Христе соответствует именно арианству, которое, как тогда казалось, в Никее сделалось окончательно превзойденным. Новой Империи нужна была новая религия, потому что единственная правильная, правильно верующая империя, могла быть только одна!
Более того, идея о возможности только одной единой империи сохранилась и в современном мире. Она никуда не делась, продолжает существовать в гибридной форме, просто никто в этом и не признается. В этом источник множества существующих ныне противостояний. Это пример того, как повседневным, секулярным вещам присущи сокрытые теологические движущие факторы.
Наконец, принятие Империей Рима православного христианства в качестве официального исповедания навлекло подозрение на христиан, живших за пределами Римской Империи. Если для христиан, живших от Марокко до Великобритании, от Франции до Месопотамии, это пределы Римской Империи, православное исповедание императора означало мир и благословение, то для христиан Персидской Империи, другой тогдашней сверхдержавы, это означало начало долгого времени преследований.
Чтобы снять себя подозрения в нелояльности к своему государству, персидские христиане со временем назвали себя несторианами, по имени одной из последующих ересей, осужденных теперь уже Третьим Вселенским Собором, преемников Никеи, который состоялся столетие спустя после Никеи в знаменитой митрополии, городе Эфесе. В своей миссии Персидская Церковь дошла даже до Китая, и, в свое время, основала епархии на Тибете. Вот такие пути Промысла Божия в Истории Людей.
Вспомним многочисленных мучеников и святых персидских миссионеров и обратимся к ним за с просьбой о ходатайстве. Вечная память Отцам Никейского собора, среди которых покровитель многих приходов и церквей святитель Николай. Святителю отче Николае, с праздником тебя!