В одном из своих наиболее загадочных произведений, «Человек, который был Четвергом», предваряя постмодерную игру смыслов, теолог и философ Г. К. Честертон изображает удивительную картину субсидиарности, то есть полной взаимной заменяемости лиц, вовлеченных в общее дело, границы которого самому читателю только еще предстоит определить. Подобным образом, Кириак Палестинский, чье имя дословно переводится, как «Человек-Воскресенье», вобрал в себя опыт поколений великих Отцов-Пустынников Святой Земли, и, единственный, долгое время, последовательно, прожил во всех значимых палестинских монастырях.
12 октября Церковь празднует память святого Кириака Отшельника (449–557). Святой был великим аскетом, одним из величайших отцов пустынников палестинского монашества, пророком и чудотворцем. Среди его духовных отцов и собеседников Евсторгий Палестинский, Евфимий Великий, и Герасим Иорданский. Житие святого Кириака было записано Кириллом Скифопольским (524–558) – монахом, агиографом и историком. Современник древних великих палестинских отцов, Кирилл известен своей приверженностью к документированию и уточнению хронологии событий и обстоятельств жизни святых, о которых писал.
Святой Кириак прожил чрезвычайно долгую о богатую событиями жизнь. Он родился 9 января 449 года в семье священника кафедральной церкви в Коринфе. Епископ Петр Коринфский, один из участников Четвертого Вселенского Собора в Халкидоне (451), был его дядей. Такое происхождение предсказывало благополучную церковную карьеру, дядя рукоположил его во чтеца в местной церкви, Однако. Кириак не удовлетворялся «ординарным благочестием». Он чрезвычайно полюбил чтение Священного Писания и постоянно размышлял над тайнами божественного администрирования миром. Возможно, что поставление чтецом, совершенное родным дядей, было попыткой предотвратить возможный уход юноши от мира через канонические обязательства, но это не помогло.
«Если кто хочет за Мной идти, пусть отречётся от себя, возьмет крест свой и следует за мной», - подобно святому Антонию Великому, за воскресной литургией он услышал призыв Иисуса в Евангелии от Матфея (16,24), сел на корабль и бежал в Палестину. Долгое время, значительными периодами, он жил практически во всех великих монастырях. Уже в зрелом возрасте он был рукоположен в пресвитеры, стяжал дар прозорливости и изгонял бесов.
Скончался святой Кириак в начале 557 года в знаменитой Суккийской Лавре, третьем великом монастыре преподобного Харитона (+350). Эта обитель, более известная как Старая Лавра находилась на потоке Сукка, между Фекуей и Мертвым морем. Палестинское монашество того времени переживало период доктринальных противостояний и находилось под мощнейшим духовным влиянием оригенистов и монофизитов. Оригенисты утверждали, что вера в воскресение мертвых – это всего лишь идея и представление, особенно искусные аскеты могут сравняться в духовном совершенстве с Самим Христом, а, в конце истории, спасены будут даже демоны. В те времена надвигавшегося культурного упадка это были очень опасные заблуждения. Именно ради противостояния оригенистам своим духовным авторитетом, по просьбе братии, Кириак поселился в этом своем последнем монастыре Кириак согласился, при условии, что будет жить в пещере святого Харитона – крайне неудобном и труднодоступном месте. Там он и отошел ко Господу в возрасте 108 лет. Память его совершается на следующий день после памяти преподобного Харитона.
В самом начале написанного им жития Кирилл Скифопольский вложил в уста Кириака такое исповедание веры в жанре духовного размышления: «Бог прославил Авеля жертвою; Еноха почтил ради его угодности переселением; Ноя сохранил, подобно искре человеческого рода, ради его праведности; Авраама явил отцом народов ради веры; принял благочестивое священство Мельхиседека; Иосифа и Иова восставил жизнью, как образцы терпения и целомудрия; Моисея поставил законодателем; Иисусу Навину дал повелевать над солнцем и луной; Давида явил пророков и царем, и прародителем страшного таинства; пламень Вавилонской печи переменил в росу; Даниила научил принудить львов во рве воздерживаться от пищи, морское чудовище превратил в пророческий чертог. Выше сего – бессемянное рождение, Дева и Матерь; Бог Слово, не изменившись, сделалось человеком, честным своим крестом и воскресением совлекло доспехи ада и попрало, торжествуя, лукавого змея; и оживив Адама, умерщвлённого собственным падением, паки возвело в рай». Этот замечательный текст, Символ Веры святого Кириака, лучше всего выучить наизусть и повторять, как молитву, в благодарность Богу и великим древним отцам.