Августин Соколовски
Сегодня 5 января Церковь празднует память Десяти Мучеников Критских. Подобно Трём Отрокам в печи вавилонской, сорока мученикам севастийским, семи отрокам эфесским, Десять Мучеников Критских - удивительное свидетельство того, как Дух Святой объединяет Церковь, то есть Верных Своих, в готовности исповедовать Веру Христову даже до мученического подвига.
Мы привыкли говорить, что семья - это малая церковь. Однако, прежде всего, и во исполнение слов Христовых в Евангелии, Малая Церковь - это общность людей, единых Духом Святым в свидетельстве веры: ‘Где двое, или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них’ (Мф.18,19). Господь был вместе с мучениками, иначе, человеческими усилиями, казни обрушенные на них, не были бы преодолимы. Особенно в коллективе.
Память мучеников совершается 5 января накануне Навечерия Рождества. У Бога нет ничего случайного. Так Он побуждает нас не забывать кто именно из святых в празднуется Церковью в этот предрождественский день. Тем более, если речь идёт о Святых Десяти Мучениках, прежде весьма почитавшихся во Вселенской Церкви.
‘Денница возсия мучеников честное страдальчество, предозаряющее нам в вертепе раждаемаго, егоже Дева безсеменно роди’, - говорится в тропаре мученикам. Заря страдания святых озаряет нас светом приближая к Рождеству Христову. Тем самым, подчеркивается, что память Десяти Святых теснейшим образом связана с Рождественским Празднованием.
Подтверждением особой памяти Десяти Святых в Церкви - непрекращающаяся традиция почитания на родном для них южном Крите. Исторический город Гортина, место их страдания, которому более шести тысяч лет, лежит в древних руинах. А новая Гортина, современная община, центром своим имеет селение ‘Агия Дека. Названное в честь Критских Мучеников, оно так и переводится ‘Десять Святых’.
Помимо живого местного почитания, о мученическом подвиге святых свидетельствует восходящее к IV веку письменное повествование об их страдании, что для агиографических, то есть посвящённых святым памятников срок весьма давний.
Достаточно вспомнить, что в IV веке Церковь только выходила из почти трёхвековой Эпохи Гонений, в это же время был только утверждён список свящённых книг, входящих в Новый Завет. Это значит, что письменная память о Десяти Святых была весьма ранней.
Имена их таковы: Феодул, Саторнин, Евпор, Геласий, Евникиан, Зотик, Помпий, Анафопус, Василий и Еварест.
Святые пострадали за Христа в правление Императора Декия (249-251). За отказ принести жертву богине Фортуне по приказу проконсула острова, Десять Святых были арестованы. Затем их судили, подвергли страшным пыткам и мукам, требуя отречения от веры. За исповедание Господа Иисуса Христа, их, как римских граждан обезглавили.
Когда гонения на христиан в Империи прекратились, современник Равноапостольного Константина (+337), святой епископ Гортины Павел, испросил у Царя разрешения перенести мощи святых в подобающее место.
В последующие десятилетия ‘Десять Святых’ явили своё ходатайство. В особенности сохраняя местную Церковь Гортины от весьма распространившихся тогда в Восточном Православии ересях и расколах. Именно на эту сторону их заступничества ссылался также святой гортинский епископ Мартирий в Послании Императору Льву (457-474): ‘Благодаря Десяти Святым среди моей паствы нет ересей ни Евтихия, ни Нестория’.
Во все времена от угодников Божьих ждали помощи в бедах. Но Десять Святых явили свою помощь в защите от разделений в Церкви!
Такое заступничество святых связано т с эпохой, в которую они пострадали. Свидетельство веры Десяти Мучеников около 250 года, в гонение Императора Декия. Правление Декия было весьма кратким, но очень кровавым по отношению к Церкви.
В предшествовавший тому период целенаправленных гонений не было. Многие христиане привыкли к миру, в христианской Вселенной, от Галлии до Карфагенской Африки существовали православные общины. Вера во Христа благовествовалась. Казалось, что слова ангельского Рождественского Гимна ‘Слава в вышних Богу и на земле Мир ‘стали реальностью.
Поэтому внезапно разразившееся гонение имело следствием множество отречений от веры.
Следствием же самих отречений были возникшие в самой Церкви споры и даже расколы по поводу того, может ли Церковь через покаяние возвращать в своё лоно тех, кто отрёкся в гонение.
Как если бы сам отец лжи, дьявол, который не смог победить Церковь в гонении. стремился одолеть ее через вражду среди тех, кто в гонении одолел его. Впрочем, так было, так есть и так будет всегда. Подражателями дьявола по отношению к делу Рук Божьих Церкви нередко становились те, кто был прав, даже исповедники веры.
Гордость дьявольской безупречности внушала забывать, что ересь и раскол - такой же самый, мерзкий, богопротивный, смердящий и заразный грех, как и любое тяжкое преступление против Ближнего и Бога. От него единством веры и единством веры, ходатайством Десяти Мучеников да сохранит Свою Церковь Господь.