Publications

Святая равноапостольная Нина

27 января Церковь празднует память святой равноапостольной Нины. Святая привела ко Христу новый народ. Великий Дар Божий Грузинской Церкви. Великий дар миру от Грузинской Церкви, сохранившей для нас историю ее жизни и проповеди. В благодарность своей просветительнице, Грузинская Церковь именует ее «Равноапостольной». 

Другими почитаемыми равноапостольными женами в истории христианства были: Мария Магдалина, ученица апостола Павла Фекла, мученица Апфия Колосская, супруга Апостола Филиппа Мариамна, Царица Елена и равноапостольная киевская княгиня Ольга.  Но ни одна из них, в отличии от Нины, не обратила ко Христу целый народ.

Согласно сохранившимся в житии сведениям, Нина была посвященной Богу девой, проповедницей, обладала пророческим дарованием и даром исцелений. Очевидно, что ее слово было весомо, а убеждения подкреплены знанием Писания. 

Подобно своему младшему современнику, святителю Василию Кесарийскому (330-379), Нина происходила из Каппадокии, где родилась в 280 году. Так же, как и у Василия, родители и близкие которого были впоследствии признаны Церковью святыми, Нина воспитывалась в подлинно христианской семье. Родственником Нины был Великомученик Георгий, также родом из Каппадокии, а дядей – епископ Элии Капитолины, как в 135-325 годы назывался Иерусалим, до восстановления имени города и кафедры при Императоре Константине.

Существуют две основные версии жития Нины. В чем-то они противоположны, в чем-то подобны, а часто и дополняют друг друга. Но расхождения не должны удивлять. Ведь полному историческому восстановлению подлежат лишь жизнеописания тех святых, что подробно писали о себе самих, как Григорий Богослов, Златоуст и Августин, или те из них, о которых сохранились сведения в произведениях других, как было с Киприаном Антиохийским, Григорием Чудотворцем и Амвросием Миланским. Некоторые, подобно Иерониму, вели обширную переписку. Жизнеописания всех их могут быть восстановлены по годам, а иногда и вовсе по месяцам и дням.

В то время как жития многих великих древних проповедников и святых остались не задокументированы. Возможный замысел Божий о них был в том, чтобы каждая часть Общины видела для себя в их подвиге самое для себя необходимое. А часто встречающееся расхождение восточной и западной версий житий древних святых показывает, насколько мало запад и восток еще в христианской древности знали или интересовались друг другом.

Нина прибыла в Иверию в начале IV века в правление Царя Мириана III (+345). Согласно житию, она пришла, чтобы проповедовать Евангелие в Иверии, где, как она узнала, хранился хитон Господень, о чем в видении услышала повеление от Богородицы. «Иди в страну Иверийскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа, и обрящешь благоволение пред лицем Его». Пробудившись от видения, Нина увидела в руках своих святой крест, взяв который оправилась в приделы Иверии. Крест Святой Нины сплетен из виноградной лозы. Знамение того, как проповедь произрастает из Евхаристии.

В свою очередь, Руфин Аквилейский (345-410) в своей Церковно       й Истории пишет, что святая Нина была пленницей. «В то же время также народ иберийцев, который обитает на берегах Понта, вступил в согласие со словом Божьим и принял веру в Царство Грядущее. Возможность для обретения этого великого блага предоставила им некая пленная женщина, которая находилась у них.  Ведь вела она чистую и весьма воздержанную жизнь, и каждый день и ночи возносила молитвы к Богу». 

Это свидетельство не противоречит другому, согласно которому Нина, вместе с Рипсимией и другими посвященными Богу девами, бежала от гонений Диоклетиана. Около 300 года они были убиты за Христа в Армении при Царе Тиридате (250-330). Нине же удалось избежать убиения. «Лишь одна святая Нина спаслась чудесным образом от смерти: направляемая невидимой рукой, она скрылась в кустах дикой, еще не распустившейся розы», - написано у Димитрия Ростовского.

Обе версии жития сходятся в одном. Грузия была крещена. Восточная традиция говорит о том, что Нина проповедовала, и действовала с дерзновением и авторитетом своего благородного происхождения. В поисках хитона Господня она как бы перенесла в Древнюю Грузию саму Палестину. На западе же верили, что святая начинала путь свой в Риме, бежала от гонений в Иверию и там жила в уединении. Долгое время проповедовала в молчании, в молитве совершала исцеления безнадежно больных. Проповедь как дерзновение и проповедь как служение. 

В 361 году Нина проповедовала на Востоке Грузии. Там, в местечке Бодве призвал ее Господь. И оказалось так, что большинство современников не знали ее имени. Не знал его Руфин, не знали и многие древние рукописи в течение веков. Современники называли ее просто «Христианкой», Христиной, Дочерью Христа. В некоторых европейских справочниках она именуется так до сих пор. Сегодня Нина учит Общину проповеди «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф.6,3), проповеди, как говорил Христос. 

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski