Publications

Память Андрея Критского (660-740)

Память Андрея Критского (660-740)

30 октября Церковь чтит память Андрея Критского. Андрей был епископом, проповедником и поэтом. «Верую во Единого Бога: Отца, Вседержителя, Творца Неба и Земли». Мало кто знает, что в греческом оригинале слово «Творец» в тексте Символа буквально означает «Поэт».

Андрей родился в Багдаде в правление халифа Абу Талиба (ум.661) и умер на острове Лесбос в правление императора-иконоборца Льва Исавра (ум.741). Рождение Андрея на год предварило кончину Абу Талиба, а отшествие его ко Господу также на год — смерть Льва. 

С уходом Абу Талиба закончилась эпоха Праведных Халифов (630-661). И именно Льву удалось остановить наступление арабов у стен Константинополя (718). В благодарность Богу за эту победу, Лев положил начало … иконоборчеству (730-842). Но об этом мы еще поговорим.

В отличии от житий многих известных святых, в дошедшей до нас биографии Андрея мало легендарного. Биография его интересна и логична. Лишенная легендарного и чудесного, она исторична, а потому драгоценна и поучительна.

Довольно рано, уже в 15 лет Андрей поселился в монастыре при Гробе Господнем в Иерусалиме. 14 лет, по канонам Церкви, до сих пор является возрастом совершеннолетия. Да и вообще люди в то время жили очень недолго. Если в наше время такое начало считалось бы шагом к епископской «карьере», то, по канонам Древней Церкви, монашество и епископство были не совместимы.

Монашество в первоначальном понимании было лишено всякой сакраментальности. Иными словами, оно не воспринималось как таинство. В восприятии Древней Церкви монашество - чистое ad hoc (лат. «здесь и сейчас»).

Таинство есть объективность. Оно необратимо. Так, крещение и рукоположение не могут быть отняты, а Евхаристия не может возвратиться в состояние обычного хлеба и вина.

Монашество же субъективно. Оно обратимо. Даже если монашества нельзя лишить или его нельзя отнять, то его можно лишиться и отречься через секс, деньги и власть. Древние отцы боялись утратить монашество. Боялись этого как огня. Именно боязнь этой утраты пронизывает собой Великий Канон.

В 680 году в Константинополе состоялся III Константинопольский Собор, который позднее вошел в историю, как VI Вселенский. На этом Соборе Церковь осудила ересь монофелитства. Монофелитство считало, что в Богочеловеке Христе нет человеческой воли. По логике Отцов Собора, это означало, что человеческая воля Христом не воспринята, а значит не исцелена. Тема болезни и исцеления воли человека - как суть … Великого Канона.

Поскольку Иерусалим находился на территории Халифата, местоблюститель Иерусалимского Патриаршего Трона Феодор I (668-692) не принял участия в Соборе 680 года. В 685 он послал Андрея, который к тому времени стал его секретарем, в составе делегации в Константинополь, чтобы подтвердить согласие Иерусалимской Кафедры с постановлениями Константинопольского Собора. Андрей так и остался в столице, где был поставлен диаконом в Святой Софии.

Итак, Андрей был диаконом вплоть до своего поставления во епископы критского города Гортина недалеко от Ираклиона в 692 году. В 712 году он участвовал в созванном императором Филиппиком (711-713) Соборе, который отменил решения VI Вселенского и вновь поддержал монофелитизм. Для таких отцов, как Максим (580-662) или Мартин Исповедник (598-655) такая подпись под решениями Собора означала отречение от Христа. После низложения Филиппика, Андрей раскаялся в своем прежнем решении, о чем сохранилось письменное свидетельство в соответствующей поэме. Скорбь об отречении от Бога невидимою нитью проходит сквозь строки Великого Канона.

Подобно нашему, время Андрея было апокалиптическим временем. Вследствие решений Халкидонского Собора (451), и, как следствие, репрессивной политики Константинополя против несогласных, Восточное Православие уже давно раскололось на две части. Центрами этих частей были, соответственно, Александрия и Константинополь. Это были две равновеликие Церкви, с параллельными иерархиями, которые были не прочь … перекрестить друг друга. В начале VIII века арабские армии завоевывали Пиренеи и уже стояли у стен Константинополя. В своем каноне Андрей просит Богородицу сохранить «Великий Град».

Новый император Лев III Исавр (717-741) был человеком искренней религиозности. В религии он искал и причину постоянных поражений византийцев. В 726 году Лев вступил на путь иконоборчества. Ведь «иконоборцами», то есть не принимавшими человеческих религиозных изображений, были и постоянно одерживавшие тогда военные победы мусульмане. Вскоре после этого Лев и … вправду начал побеждать.

Незадолго до своей кончины, Андрей Критский отправился в Константинополь. Словно искупая свою вину за монофелитское отречение, Андрей проповедовал против иконоборчества. В 730 году, вместе с Патриархом Германом (+730), Андрей отказался подписать иконоборческий Эдикт. За это выступление против политики Императора. Творец Канонов был бит, мучим и отправлен в ссылку. По дороге в изгнание он скончался от ран.

У Андрея был великий поэтический дар. Литургическая наука полагает, что именно Андрея Критского следует считает родоначальником богослужебного жанра канонов. Исторически, канон вытеснил предшествовавший ему жанр кондака: развернутого, технически и филологически гораздо более сложного типа богослужебного хвалебного текста в честь праздника.

Вершиной жанра кондака считается творчество уроженца сирийского Хомса - Романа Сладкопевца (485-556). Вспоминая Андрея Критского, община призывается вспомнить и его невольного конкурента Романа, из великого, потрясающего поэтического наследия которого в современном православном богослужении … не используется почти ничего.

Житие Андрея Критского говорит о том, что до семи лет он не мог говорить. Дар речи пришел к нему через Причастие. Получается, что, в творениях Андрея, Причастие стало рождением поэзии — поэзии во славу Поэта Неба и Земли.

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski