Publications

Учитель Благодати Блаженный Августин

Зная о существовании великого сонма святых, православные верующие христиане почитают лишь весьма немногих. Некоторых из святых мы помним только по именам, о других же ровным счетом ничего не знаем. Конечно же, ученые исследователи предложат нам свое объяснение этому. «Ведь почитание святых, - скажут они, - всегда было чем-то обусловлено, зависело от обстоятельств и нужд определенного времени времени и конкретной эпохи». Однако, мы с вами живем в иной, таинственной, сакраментальной перспективе. Знаем, что святые, завершив свое земное странствование вместе со странствующей, бывшей современной им Церковью, пребывают в Общении Святых на Небесах пред Богом, остаются живыми, мыслящими, любящими, добродетельными людьми. И все добродетели, которые были ими приобретены в этой жизни, продолжают сиять в них божественным светом.

Некоторые из святых, в смирении своем, умолили Господа пребыть в неизвестности. Вопреки величию и славе совершенных ими подвигов земного служения. Таким святым, предпочетшим забвение на земле в Православной Церкви, по преимуществу, был и остается святитель Августин Иппонский. Названный так по имени своей епископской кафедры в городе Иппоне, ныне находящемся в современном Алжире и носящем имя Аннаба. Этот крупный портовый город в наши дни, некогда назывался Иппо Региус, ли «Царский Иппон», потому что в глубокой древности был столицей финикийских царей.

Августин – из числа великих двенадцати Отцов и Учителей Вселенской Православной Церкви, которых постановления Пятого и Шестого Вселенского Собора признали в качестве столпов вероучения. Это значит, что «правило веры и образ кротости», то есть, непогрешимое и безошибочное вероучительное и нравственное провозвестие Церкви основывается на этих двенадцати Отцах, которые подобны двенадцати основаниям Нового Небесного Иерусалима в Апокалипсисе (сг.Откр.21,14). Среди них: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Прокл Константинопольский, Александрийские святители Афанасий, Кирилл и Феофил, Римские епископы Лев и Григорий.

Августин написал более всех Отцов Древней Церкви вместе взятых. Августин обратился ко Христу, будучи знаменитым оратором. Однажды ему выпала честь написать торжественную речь для самого Императора – небывалая по тем временам слава. Но в итоге он оставил все и бежал из принесшей ему эту славу Италии в родную для него Римскую Африку со столицей в Карфагене. Множество раскольников, еретиков, лжеучителей наполняло эти территории, но Августин искал лишь одного: уединиться в небольшой монашеской Общине и посвятить свою жизнь аскезе и покаянию. Великий оратор искал забвения. Ведь в отличие от других Отцов Церкви, Августин до своего обращения был великим грешником. Он знал жизнь, был отцом своего единственного сына, родившегося от долголетней сожительницы, и прожившего всего 16 лет. И многое-многое другое, о чем мы читаем в его «Исповеди» … Августин пережил свое обращение ко Христу в зрелом возрасте и крестился накануне своего тридцати трёхлетия.

 Основанная Августином Община была слишком немногочисленна, и, чтобы призвать присоединиться к ней еще одного собрата, он отправился в упомянутый нами город Иппон. И вот, когда он вошел в храм, толпа верующих буквально схватила его, насильно привела ко престолу и потребовала от епископа немедленно рукоположить его во пресвитера. Августин протестовал и плакал от возмущения и безысходности. С ним произошло то, что практика Древней Церкви знала под именем аккламации: единодушное избрание силой Святого Духа. Ведь тогда священников, и, самое главное, епископов для Своей Церкви избирал Сам Господь.

Так началось служение Великого Отца Церкви. Августин был рукоположен в 36 лет, что, даже по критериям того времени, было необычно поздно. Однако, достаточно вспомнить, что в этом же возрасте, но из совершенно иных биографических предпосылок, во пресвитера был поставлен Великий Златоуст.

Годы жизни Августина: 354–430. Несколько лет он был священником, чуть более тридцати лет служил Богу епископом. Августин противостоял всем тем заблуждениям, что существовали в то время. Так, он победил раскольников донатистов. Для этого он организовал специальный диспут, по условиям которого проигравший в аргументации обязан был уступить все свои храмы победившей стороне. Свидетелем этого тогда выступил весь церковный народ с обеих сторон, а гарантом – неподкупная в данном конкретном случае императорская власть.

Так, дерзновенно во Христе, всегда действовал Августин. Он писал, проповедовал, говорил, увещал. Великий богослов, великий мыслитель, с мировоззрением которого впоследствии считались все поколения философов, включая нашу постмодерную современность.

Августин вошел в историю как Великий Отец Церкви. Но, пожалуй, самое малоизвестное в этом неизвестном для нас, православных христиан XXI столетия святом было величие его пастырского служения. Повседневность его день за днем заключалась в том, чтобы защищать бедных, слабых, и нищих, униженных и оскорбленных, бедных людей. Ведь по законам того времени, каждый человек мог потребовать вместо светского суда, суда епископского и церковного.

Епископ древности обязан был быть олицетворением милосердия, иначе христианство бы просто прекратило свое существование. Епископ того времени обязан был, по правде, решать, кому передать наследство, выносить свой суд над несправедливой обидой, защищать труждающихся и обремененных. Дни и годы Августина проходили в этом служении.

Начиная свой путь пастыря и епископа, будущий Отец Церкви был уверен, что, подобно тому, как сам он некогда, с кажущейся безупречной безоговорочностью обратился ко Христу, так и каждый человек способен уверовать, принять крещение и жить праведно.

Но пастырские заботы, постепенно, день за днем, приводили Августина к осознанию того, что все обстоит совершенно иначе. Существует некая тайна. Заключающаяся в том, что вера – это абсолютный, неподотчетный, божественный Дар. «Дар по Дару Христа Твоего», - как об этом сказано в кульминационном возгласе Преждеосвященной Литургии. Дар не напрасный и не случайный. Дар безначальный, то есть, если буквально вернуть это слово к его греческому оригиналу, «анархичный» и «анархический». Дар беспричинный. Дар, который подается Богом избранному человеку-христианину по неизвестным и, главное, вовеки недоступным нам обоснованиям. В момент рукоположения во епископы, истина об этом, как некое сверхъестественное откровение, была явлена Августину по собственному его признанию. Осознание Дара в момент величайшего дара величайшего в Церкви архиерейского служения.

В своих письмах и произведениях Учитель Церкви Христовой повествовал о том, как видел и знал глубоко верующих, убежденных, более того, фанатично преданных своему убеждению людей, которые отрекались от Христа на смертном одре. И, наоборот, был свидетелем того, как те, кто преследовал Церковь, убивал Тело Христово, подобно Павлу, и, подобно, «мне самому, - как писал об этом Августин -, губившему «землю нового во Христе творения» (Откр.11,18) нравственной распущенностью и догматическим заблуждением, всю свою жизнь, в итоге уверовал.

Именно поэтому Августин вошел в Память Церкви как «Учитель Благодати». На древних изображениях он изображается с горящим сердцем в руке. Сердцем, охваченным божественным пламенем. Сердцем, исполненным мистикой света и благодатного огня.

В конце жизни Августин, в отдельном трактате, подверг ревизии все свои произведения. К каждому из них он написал некое особое пояснение. Признал ошибки, многое исправил. Тому особенному, начавшемуся с момента епископской хиротонии около 397 года, периоду своей жизни, посвященной новому, трагическому осмыслению соотношения человеческой свободы и божественной благодати, произвола человеческого неверия и дара божественной веры, Августин посвятил отдельные строки. Вершиной же сказанного им стали следующие слова: «Всю свою жизнь я пытался примирить благодать и свободу. Но … благодать победила».

Эту победу благодати, по примеру Августина, и молитвами его, следует осознавать нам на протяжении всей жизни. Чтобы согрешая, тотчас вставать и идти дальше. Чтобы оставляя заповеди и понимая, что, своими силами, мы вполне способны становиться все хуже, и бесконечно талантливы на грех, немедленно обращаться и следовать за Богом зовущим нас Своим Голосом – Господом Иисусом Христом. Всегда благодарить за данный нам Дар Веры. Единожды и беспричинно. Самим становится этим благодарением. Превращать это благодарение в молитву за тех, кто не верует. За мир, который страдает. Болеет. Боится. Метается в панике. Придумывает себе ложных избавителей, ложное избавление и ложных богов. Мир, «больное бытие которого», - говоря словами Тиля Линдеманна -, «ревет об искуплении». Подобно тому, как об этом сказано в книге Пророка Амоса, память которого удивительным образом совпадает с днем памяти самого Августина: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда я пошлю на землю голод, - не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Амос 8;11-12).

Голод слова Божия – это то, чем живет, или, вернее, чем болеет и от чего умирает современность. Это настоящая, единственная, подлинная, уничтожающая все и неизлечимая никакими человеческими усилиями и никаким противоядием болезнь. Голод слова Божия вызван человеческим грехом. Грех – это потерянная слава, а грехопадение – неспособность провозгласить Иисуса Господом. Трагическая, антигуманистическая, и, в этой своей безысходности, глубоко и подлинно библейски обоснованная неспособность уверовать. Неспособность дышать дыханием Бога, которое есть Дух Святой – это подлинное, действительное и настоящее дыхание человека - отсутствие которого превращает существование в непрощенность. «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам ни в сем веке, ни в будущем», - говорит Господь в Евангелии (Мф.12;31-32).

Церковь призвана просить о даре веры для неверующих. Церковь – это вера неспособных верить. Осознание абсолютности Дара Веры, полученное им в откровении, научило Августина не пренебрегать теми, кто еще не верит, милосердствовать о тех, чья вера слаба, верить самому и молиться за тех и о тех, кто, как кажется, не уверует никогда.

иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski