Publications

Мученик Понтий Римский

Августин Соколовски

Сегодня Церковь чтит память мученика Понтия Римского. Святой пострадал за Христа в середине III века в правление Императора Валериана (253–260). Мученик Понтий был одним из наиболее почитаемых святых Древней Римской Церкви и Южной Галлии. Ныне он забытый святой.

Среди великого множества древних мучеников лишь некоторые вошли в память Церкви под именем «великомучеников». Благочестивый христианский народ полагает, что такое наименование означает, что эти святые претерпели особенные страдания, подверглись особо тяжким мукам за свою веру во Христа. Однако, это не так. Великомучениками Восточная Православная Традиция именовала тех мучеников, которые были благородного, или даже царского происхождения.

Первоначальное христианство было верой простых людей. «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных», - пишет Апостол Павел в Послании к Коринфянам (1 Кор.1,26).

Свидетельство простого человека о собственных религиозных убеждения, и сейчас, и особенно в то древнее римское время, когда не было таких невероятных доступным нам средств коммуникации, было по определению немощно. Свидетельство же царской особы, пришедшей ко Христу, и, тем более, искупившей свое прежнее языческое убеждение мученическим свидетельством, было славно и велико. Именно поэтому таких святых именовали «великомучениками»!

Древняя западная православная традиция не знала такого обычая. Поэтому сегодня мы чтим память Понтия Римского и именуем его «просто» мучеником. При этом он был весьма благородного происхождения, а по свидетельству жития и вовсе был сенатором.

Важнейшим моментом всей его биографии было следующее. Понтий проходил мимо помещения, быть может пещеры, или какой-то потаенной горницы, где тогда тайно молились христиане и услышал пение стихов псалма: «Идолы язычников – серебро и золото, дела рук человеческих (Пс.134,15). Понтий буквально подслушал это. Но вместо того, чтобы, как лояльный гражданин и, тем более, согласно житию, сын сенатор, и, быть может, сам сенатор, донести на христиан, которые по имперским законам были запрещены и подлежали истреблению, но уверовал.

Уверовав, Понтий удалился в город Никею, как тогда именовалась современная Ницца на Лазурном Берегу. Там он жил в уединении, но впоследствии был найден, и казнен за отказ принести жертву идолам – этим мерзким и безобразным человеческим делам. На Юге Франции, инославными христианами, он весьма почитается и по сей день!

Нами, православными, он, к великому сожалению и стыду, Понтий забыт… Понтий Римский - этот удивительный тезка прокуратора Иудеи Понтия Пилата, которого мы, из-за ошибки переводчика и совершенно не вдумываясь в содержание того, что мы произносим за богослужением, ошибочно и нелепо именуем «Понтийским». Ведь Понтий – это имя, а «Пилат» - всего лишь прозвище!

Итак, Понтий подслушал истину и выбрал тишину, во имя Царя Мира и Князя Тишины, Господа Иисуса. Какой же нравственный урок мы можем извлечь для себя из повествования о мученике Понтии?

Наша цивилизация – цивилизация подслушивания. Все мы что-то постоянно подслушиваем. Потому, вечером, представ перед иконами в молитве, следует вместо того, чтобы перечислять бесчисленные и непонятные грехи, «мшелоимство», «тайноядение» и «скверноприбытчество» и другие, просто «однажды поверить Богу» как об этом говорит Апостол (Иуд.1,5). Обратиться к Нему «на Ты» и сказать: «Боже, я расскажу Тебе то, что сегодня подслушал!». Подслушал, подсмотрел, подглядел, передал, а по сути, предал.

Сколько семей разрушилось из-за того, что кто-то из двоих, или, лучше, из того единого целого, что Библия именует «мужем и женой» подглядел в телефоне своей второй половины? Сколько было разрушено человеческих дружб, отношений, приятельства и сотрудничества из-за того, что кто-то что-то подслушал, подсмотрел или пересказал?

Друг – второе я. Разрушая дружбу своими распущенным слухом и любопытными ушами человек наносит рану себе самому. «Возлюби ближнего как самого себя», - говорит Писание! Сколько человеческого благополучия и мира в истории было разрушено из-за этого безобразия. Безобразие – отсутствие Божия Образа.

Происходящее сегодня, когда человек в современности оказался полностью выставленным на показ средствами коммуникации, только подтверждает крайнее нравственное опустошение Человеческой Вселенной. Наш мир состарился. И подобно тому, как грешащая юность, в глазах Писания и Общества, достойна снисхождения и таит в себе надежду на исправление, грешащая же и развратная старость неуместна, так и мир сей подлинно обречен. «Придет же День Господень, как вор ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят», - пишет Апостол Петр. Мир, или как он в своем богоданном великолепии именуется по-гречески, «космос», ныне стар, нелеп и мерзок: он подслушивает, подсматривает, предает. В этом – подлинное разрушение себя и уничтожение других.

Пример Понтия Римского да вдохновляет нас раскрывать слух свой только навстречу Слову Божию. Только навстречу спасительному, где бы то ни было, да раскрываем слух свой. Примером тому да будут древние иконы, и образ Понтия Римского!

На канонических иконах святые изображены с нарочито маленькими ушами и преувеличенно малыми устами. Ибо Бог Библии слышит все, но никогда не подслушивает. Того же Он ждет от Своих верных.