Publications

ВЕЛИКАЯ СРЕДА

Августин Соколовски

Великая Среда — это день приготовления. Основываясь на евангельской истории, богослужение этого дня говорит о приготовлении пасхальной трапезы Христа с учениками.

В свете Нового Завета это приготовление Тайной Вечери становится приближением прощания Господа с миром, который Он возлюбил и за который отдал Свою Жизнь (Ин.15,13). Для Церкви по всей Вселенной, наступает приготовление к приобщению Телу и Крови Господа, которое, по слову Павла, будет совершаться во все дни, доколе Он придет (1 Кор.11,26).

Одним из важнейших песнопений первых дней Седмицы Страданий Господа, в особенности, Великой Среды, в православном богослужении является светилен утрени: «Чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный. Но достойной одежды не имею, чтобы войти в него. Просвети одежду души моей, податель Света, и спаси меня».

По традиции он исполняется на середине храма. В руке поющего, в темноте предрассветной тишины храма, одиноко горит свеча.

Образ вечери, брачного пира и торжества очень всегда был очень дорог Господу. Он не единожды говорил о нем в своих притчах. Так, в 22-й главе Евангелия от Матфея (Мф.22;1-14), Спаситель поведал ученикам о господине, сделавшем вечерю для многих приглашенных. Эта же притча, с небольшими различиями в повествовании, содержится и в 14-й главе Евангелия от Луки (Лк.14;16-24). Под образом Господина – хозяина вечери – явлен бывает Сам Господь.

Когда настал Час Вечери, господин повелел рабу своему звать званных. Но «они все, как бы сговорившись, начали извиняться» (Лк. 14,18). «Я купил землю, купил волов, я женился …». Это были обыкновенные, человеческие, по-своему уважительные причины. В этой своей человеческой подлинности они были достойны принятия.

Итак, в качества оправдания своего отказа от участия на вечери каждый из приглашенных приводил нечто свое. Это покупка нового большого имения, профессиональные обязанности, под которыми то библейское время подразумевало приобретение скота, или же, наконец, недавний брак, женитьба на молодой жене. Таковы библейские образы, они многократно встречаются на страницах Священных Книг.

При этом, очень важно, что приведенные оправдания отказа имеют под собой библейское обоснование. Так, весьма строгая в своем законодательстве Книга Второзакония повелевает: «Если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну, и ничего не должно возлагать на него» (Втор.24,5). Сердце человека не будет с Господом, а потому следует освободить новобрачного от войны. Такова логика Писания.

Однако, то же Писание учит слушать Бога. Слышать суть Его обращения и ни в коем случае не искажать его. Закон говорил о войне. Но Господь приглашал не на войну, а на Вечерю.

Услышав о всеобщем отказе прийти на Вечерю, Господин разгневался и сказал рабу своему: «Пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых» (21). «Исполнено, как приказал ты, и еще есть место» (22). Тогда Господь сказал рабу: «пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, никто из тех званых не вкусит моей вечери, ибо много званых, но мало избранных» (23–24).

В новозаветной перспективе образ вечери означает приглашение на Царство. Господь Иисус пришел как Истинный Мессия. Враги Его, приводя в свое оправдание библейские заповеди, предали на смерть. Нельзя оправдывать отказ от Бога Законом Бога. Тем объясняется божественный гнев.

В Великую среду за богослужением также читается повествование из 26-й главы Евангелия от Матфея (26;6-16). И в этом тексте говорится о вечери – трапезе, на которую вместе с учениками был приглашен Сам Господь.

Согласно Евангелисту, «ко Господу приступила жена с сосудом драгоценного мира» (7). Благовония были драгоценностью древнего мира. Поэтому такое подношение несомненно было великим даром. Об этом сам Матфей, который до своего призвания Господом был сборщиком податей, не преминул упомянуть.

Жена возливала миро возлежавшему Господу на главу. Это встретило возмущение. Но не в народе. «Ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?» «Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим», - прозвучал тогда их голос (8–9).

Евангелия дополняют друг друга. Так Евангелие от Иоанна, которое, при несколько иных обстоятельствах, приводит подобный рассказ о вечере, мы узнаем, что на самом деле за учениками стоял Иуда. Именно он, как бы сделавшись на миг голосом апостолов, в возмущении призвал отдать цену драгоценного благовония нищим. Иоанн прибавляет: «Говорил же он так не потому, что заботился о нищих, но потому, что был вор». (Ин.12,6).

Из сочетания Притчи о Званных и повествования о Вечери Господа рождается понимание. По сути, вся земная жизнь Господа была приглашением на Вечерю Царства. «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные», - говорил он (Мф.11,28). Но, по свидетельству Евангелия, как это в гордости своей утверждали фарисеи «никто из князей и начальников не уверовал в Него» (Ин.7,50). Приглашение Иисуса Мессии было отвергнуто. В качестве своего оправдания те, кто отказался последовать Господу, приводили Божий Закон (ср.5;16,18).

Тогда Господь Сам избрал Себе учеников. Не тех, кто стоял во главе религиозной и общественной жизни народа, что, по сути призвания Израиля, было одним и тем же, но, кто по представлению сильных мира сего, был «нищими, увечными, хромыми и слепыми» из Притчи (Лк.14,21). Подобно Апостолам, Петру, Андрею и Иоанну, бывшим прежде рыбаками, или Марии Магдалине, из которой, согласно Евангелию, «Иисус изгнал семь бесов» (Мк.16,9). «Не бойся малое стадо, ибо Отец ваш даровал вам Царство», - сказал в Евангелии Сам Христос (Лк.12,32).

«Не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее», - писал Павел (1 Кор.1,26). Важно, что Послания Павла стали первым подлинным христианским письменным источником в истории, который, в качестве текста, стали называть Новым Заветом. Его же Послания появились на свет раньше большинства Евангелий. Поэтому это свидетельство Павла о христианстве, как Сообществе Обездоленных, особенно важно.

Так становится очевидным, что Иуда, говоря о нищих, имел в виду Апостолов. Подобно многим корыстолюбивым проповедникам, имея в виду благо Церкви, он подразумевал себя самого. Так это часто случается с теми, кто, под предлогом заботы о Православии, пренебрегает Христом. «Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Говорил же он так не потому, что заботился о нищих, но потому, что был вор». (Ин.12,6-7).

Создавая спасительную полифонию, Евангелия дополняют друг друга. В той же притче о вечери, как она приводится в Евангелии от Матфея (22;1-14), говорится о некоем человеке, одетом не в брачную одежду (11). Обнаружив Его, Царь – Господин Вечери, повелел извергнуть его вон. «Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму» (22,13).

Иуда был одним из Апостолов. Он последовал Его слову, но сердцем, а оно есть подлинное одеяние человека, бежал к врагам Христовым. «Ибо сребролюбие – это корень всех зол», - (1 Тим.6,10). От забвения Христа во благо Церкви, да сохранит Бог Свой Народ.