Августин Соколовски
В 330 году Константин Великий основал новую столицу Римской Империи, которая получила название Новый Рим, на европейском берегу Босфора. По замыслу императора, Град Константина, по-гречески Константинополь, должен был стать православным христианским городом, в отличие, например, от Рима, все еще полного языческих идолов, или Александрии, которая всегда была полна лжеучителей и еретиков, и, к тому же, находилась слишком далеко, в Египте.
Спустя всего семь лет после основания Царьграда, когда Константин завершал свой земной путь, в новой столице было уже целых пятнадцать монастырей, о существовании которых нам доподлинно известно. Вскоре к этим монастырям добавилась обитель Далмата. Название свое он получил вовсе не по исторической области «Далмация» на Балканах, как многие думают, но по имени своего ктитора и мецената, по имени Далмат, который позже сам стал в нем монахом и даже был прославлен Церковью во святых.
Первым игуменом Далматского монастыря был святой Исаакий. Он был родом из Сирии и первоначально жил отшельником за городской стеной. Когда новый византийский император Валент (364–378) начал открыто поддерживать еретиков-ариан и преследовать православных, Исаакий прервал свое уединение и буквально вышел навстречу правителю с обличением. Валент тогда отправлялся на войну с готами. Он приказал арестовать Исаакия и держать его в узах с тем, чтобы расправиться с ним, как с лжепророком, который за ересь предрекал ему поражение. Однако, вскоре Валент был убит, так, что даже тело его, редчайший случай в римской истории, найдено не было. Вместе со свободой Исаакий обрел и славу исповедника, которая и стала причиной того, что его просто принудили возглавить монастырь.
Спустя тринадцать столетий, в 1672 году, в день памяти Исаакия, в Москве родился будущий первый российский император Петр Великий. Чтобы почтить своего небесного покровителя, Петр повелел воздвигнуть в будущей новой столице на Неве церковь его имени. Она неоднократно перестраивалась, чтобы в итоге стать тем величественным Исаакиевским Собором, крупнейшим храмом Санкт-Петербурга.
Таков земной и небесный путь святого, ставшего бедствием правителя-еретика Валента и благословением православного российского царя Петра. При этом, если Константин уходил из прежних языческих столиц в христианский город на Босфоре, то, как говорят нам историки, Петр основывал Санкт-Петербург, потому что старая Москва казалась ему слишком традиционной и церковной.