Publications

ПОДВИГ СВЯТОГО МАКСИМА

Максима Исповедника обычно ассоциируют с Шестым Вселенским собором в Константинополе (680–681). Однако это анахронизм. Он не только не дожил до Собора, но и не упоминается в его Деяниях. Конец жизни Максима – это икона картины Эдварда Мунка под именем «Крик».

ПОДВИГ СВЯТОГО МАКСИМА

26 августа Церковь празднует память преподобного Максима Исповедника (580–662). Преподобный Максим был монахом, аскетом, богословом, философом, учителем духовной жизни, мистиком, пророком и даже политиком. Он завершил свою жизнь как исповедник и мученик. Оставил после себя многочисленные богословские, философские и аскетические труды. Преподобный Максим — один из величайших святых отцов в истории Вселенской Церкви.

Каждый из перечисленных аспектов его биографии был прожит им настолько полно, что может показаться, будто несколько разных людей прожили эту одну великую, невероятную жизнь. Потому тем более очевидным всегда был соблазн свести личность Максима к одному из перечисленных аспектов, сделать его «просто» аскетом, борцом с ересями, философом или богословом, или вовсе забыть о нём и ограничиться его календарным поминовением. В конце концов, некоторые аспекты его личности настолько сложны, что требуют тщательного рассмотрения и глубокого изучения.

Максим жил в переломный момент. Родившись в 580 году, он был на десять лет моложе мусульманского пророка Мухаммеда и пережил правление четырёх праведных халифов раннего ислама (632–661). Максим начал свою карьеру секретарём при дворе императора Ираклия (610–641), во время правления которого Византия сначала полностью разгромила Персидскую империю (628), затем потеряла большую часть своих территорий и была вынуждена отражать арабскую осаду у стен Константинополя.

Во времена Ираклия двор перешёл с латыни на греческий, и христианство, вытесненное новой исламской верой, впервые перестало быть единственной вселенской конфессией в той части света, где оно ранее было широко распространено и неуклонно росло. Максим умер в 662 году, вскоре после основания Омейядского халифата в Багдаде (661–750). Переплетение исторических судеб религий и империй поразительно многозначительно, но редко учитывается при упоминании Максима.

Сохранились две основные биографии Максима: одна составлена его почитателями, другая – его богословскими противниками. Согласно первой, он родился в Константинополе в семье знатных и благочестивых родителей. Согласно второй, он приехал из Палестины и пережил обращение «только» в зрелом возрасте. В это время жития святых стали приобретать «статичный» характер, ранее им несвойственный, в них монашество воспринималось как своего рода гарантия праведности, унаследованная, так сказать, «из утробы матери». Поэтому, вероятно, биография, составленная критиками Максима, более достоверна.

Известно, что Максим был секретарём императора Ираклия. Он оставил свой высокий пост при дворе около 613 года и был настоятелем монастырей, сначала близ Халкидона, а с 624 года — близ города Кизик в Малой Азии. Максим не был священником. В то время Византия была разгромлена персами. Максим удалился на Кипр и Крит, а с 630 года пребывал в Карфагене. Вероятно, именно там, в Римской Африке, Максим познакомился с христологией великой древней Карфагенской Церкви. Эта Церковь находилась под влиянием святого Августина (354–430) и особенно подчёркивала подлинность человечности Иисуса Христа. Это учение легло в основу Томоса папы Льва Великого (390–461) и определений Халкидонского собора (451). Дополним рассказ тем, что его духовным братом и учителем был последний Патриарх христианской Палестины, богослов и аскет Софроний Иерусалимский (560–638). Эти историко-богословские аспекты биографии Максима, к сожалению, до сих пор не исследованы в полной мере.

Византия быстро теряла свои территории из-за арабских нашествий. Восстановление единства христианских церквей становилось особенно необходимым. Чтобы восстановить общение с Александрийским Патриархатом и тем самым привлечь на свою сторону местное население, император начал настойчиво навязывать Церкви учение о едином Божественном действии во Христе, а затем о том, что Господь обладал только Божественной волей. Первое учение было сформулировано в 616 году и вошло в историю как моноэнергизм; второе – в 638 году и получило название монофелитства. Максим боролся с этим учением вместе с папой Мартином (†655). Монофелитство было осуждено Мартином как ересь на Латеранском соборе в Риме (649). «Чего не было в человечестве Господа Иисуса, то не причастно спасению, иными словами, что не воспринято, то не исцелено» – аксиома православного учения о воплотившемся Сыне Божьем. «Господь Иисус был истинным человеком»: это понимание находит одно из своих кульминационных положений в богословии Максима. Переведённое на современный язык, это своего рода «христология высочайшего разрешения».

С этого момента начался период его свидетельства об истине. Его последовательно изгоняли, допрашивали, пытали и снова изгоняли. Наконец, его насильно доставили в Константинополь, где его пытали, вырвали язык, отрубили руку и отправили в ссылку. Он скончался от полученных ран 13 августа 662 года. Максим принял мученическую смерть за исповедание истинной веры. Но это далеко не всё. Императорская власть потребовала от него признать её право вмешиваться в дела Церкви. «Это не дело кесарей», – ответил он. Формально Максим был наказан за сопротивление властям. Его решимость отделить духовное от мирского была пророчески современной. Его способность продемонстрировать императорским властям пределы их религиозной компетентности делала его подлинным политиком.