Августин Соколовски
Первый день Страстной Седмицы именуется «Великим Понедельником». Воспоминанию Крестных Страданий Господа сопутствуют две основные темы. Это предательство и продажа праведного Иосифа родными братьями в Египет ветхозаветной истории Книги Бытия, и евангельское повествование о проклятии бесплодной смоковницы Господом Иисусом в преддверии его Крестных Страданий.
Повествование об этом содержится в 21-й главе Евангелия от Матфея, 84-е зачало которого, стихи 18–43, прочитывается на утрене понедельника. Рассказ о смоковнице находится в самом начале этого пространного чтения и занимает всего пять стихов, с 18 по 22 (Мф.21;18-22). При этом ядро повествования это всего одна цитата. «Увидев при дороге одну смоковницу, Иисус подошел к ней, и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла», - говорится в Евангелии (Мф. 21:18). Получается, что рассказ предельно краток. Но истолковать его весьма непросто. На протяжении всей христианской истории человечества над этих трудилось множество комментаторов.
Конечно же евангельский рассказ содержит прямое нравственное назидание, адресованное каждому. Если человек не принесет плоды добродетели, то отождествится с бесплодной смоковницей. Слово проклятия свыше будет произнесено над всяким, кто не выполняет на деле божественные заповеди.
Но рассказ о смоковнице есть и в Евангелии от Марка (Мк.11:12-24). Марк говорит о том, что «на смоковнице не было ничего, кроме листьев, ибо еще не было время принесения смокв» (11). Получается, что Господь проклял смоковницу за отсутствие плодов несмотря на то, что время плодов тогда еще не пришло. Иисус был сыном плотника (Мф.13:55), был человеком из народа, вырос в Палестине, поэтому таких простых вещей, как время плодоношения смокв Он просто не мог не знать.
Это означает, что помимо прямого нравственного назидания, повествование также обладает совершенно иным, таинственным и глубоким, богословским и пророческим смыслом, который связан с тайной нашего спасения.
«Верую в Господа Иисуса, нас ради человек и нашего ради спасения Сошедшего с Небес, Распятого за нас при Понтии Пилате», - провозглашается в Символе Веры. В православном понимании Символ – это не просто доктринальный документ, но молитва и богослужебное славословие. Отец Церкви, святой Амвросий Медиоланский (339–397) писал, что, когда христианину страшно, следует читать вслух православный Символ Веры. Догматы придают силы, они животворят. В частности, поэтому православные христиане в молитвах призывают, как личность и в личном обращении, Святой Крест.
Согласно Писанию, Господь Иисус – Царь, Первосвященник и Пророк. Подобно великим ветхозаветным пророком, в Своих словах, и, что очень важно, в жестах и поступках, указывал на то, что, таинственным Предопределением Бога, должно было произойти.
Господь Иисус не имел в себе греха и не должен был умирать. Взойдя на Крест, Он принял на Себя библейское проклятие, адресованное не Ему, но относящееся ко всякому, висящему на древе. «Проклят пред Богом тот, кто повешен на дереве», - пишет Второзаконие (Втор. 21:23). В Послании к Галатам слова эти воспроизводит Апостол Павел, и применяет их к Господу Иисусу, (Гал.3:13). Ветхий Завет, устами Моисея, а Новый Завет, словами Павла, указывали на Распятие Господа и на Древо Святого Креста. Господь был распят «ради нас людей и ради нашего спасение», - говорится в Символе Веры. Он совершил это добровольно. Совершил единожды и навсегда.
Согласно Писанию, страдание Господа было добровольным. Он не был обречен. Он мог не умирать. Об этом говорит Писание, вера Церкви и догматика. Поэтому, для правильного понимания спасительной тайны нашего избавления, совершенного Господом, необходимо тщательно преодолевать в себе всякий фатализм. Чтобы спасти человека, Господь наш Иисус Христос Сам стал смоковницей — смоковницей цветущей, полной жизни и сил.
Враги Господа в Евангелии пытались приостановить Его мессианство. Действительно, на страницах Евангелия мы читаем, что еще задолго до торжественного Входа в Святой Город, иудеи искали побить Господа камнями (Ин.10:31), пытались низринуть с вершины горы (Лк.4:29). Это происходило многократно. Они страшились провозглашенного Им Царства. Требуя знамений и чудес, стремились погубить Его еще до того, как подобно смоковнице в Евангелии (ср.Мк.11,13), она могла бы принести плод, то есть, войти в Иерусалим и воцариться. В этом еще одна важная сторона пророчества в рассказе о невинном дереве.
Господь вошел в Иерусалим на осленке как Царь и Мессия, приветствуемый народом. В этом великая радость Бога, плод трудов и благодеяний Иисуса и благословение для всех людей.
Проклятие рода человеческого пало на главу Иисуса. Как об этом говорили Отцы Церкви, «Господь принял на Себя все наше, исцелил и прославил, но Себе Самому ничего не оставил; взамен же Он дал нам всё свое». Господь Иисус Сам стал смоковницей, принявшей проклятие, чтобы все мы смогли приобщиться животворящим плодам Его Страданий, Его Телу и Крови в Святых Тайнах, Его Воскресению. Да будет благословенна Смоковница Святого Креста.