Publications

Рождество Христово

Августин Соколовски 

Событие Рождества Христова напрямую соотносится с Воскресением Господа. Ведь Пасха – это завершение Дела Христова, победа над смертью и адом, знамение и залог воскресения всех людей. Рождество начало этого «спасительного о нас замысла», как об этом говорится в литургии Иоанна Златоуста.

Между Рождеством и Пасхой есть и иная взаимная спасительная связь. Господь воскрес из мертвых в третий день. Событие Воскресения совершилось в тайне Гроба Господня. Рождение Господа произошло, согласно Евангелию, также в пещере. Рождество и Пасха были сокрыты от мира. Ибо он ослеп. Подобно Циклопу из Одиссеи, лишил себя глаз. 

‘Глазной мазью помажь очи твои, чтобы видеть’, - говорит Апокалипсис (Откр.3,18). У Бога есть свое средство коммуникации. Имя ему - Благодать. Передаваемое через Мир и Церковь. Эти два любимых Его произведения, одно - дело Рук Его, другое - Само Его Тело. Как писал Ириней Лионский, ‘Руки Бога - Сын и Божественный Дух’. 

Мало кому из живших тогда людей, Марии, Иосифу, волхвам и пастырям, Бог даровал тогда благодать пережить и прочувствовать ту парадоксальную реальность рождения в мир Мессии. Реальность, которая облачилась в одежды тишины, незаметности, отсутствия славы и погруженности в забвение. ‘Мой Князь - Князь Тишины’, - как в стихотворении венгерского поэта Эндре Ади (1877-1919). Вторя пророчеству Исаии (Ис.9,6), служба Рождества именует Господа ‘Князем Мира’. 

«Свет во тьме светит, и тьма его не объяла», - говорится в Евангелии (Ин.1,5). Отцы Церкви много писали об этой ‘мистике света и огня’, которая преодолевает всякую тьму и неспособность человека к восприятию, но при этом сама остается божественным мраком.  

Слова эти трудны для понимания. В праздновании Рождества Христова чрезвычайно важно проникнуться осознанием сочетания в этом событии величия и малости, божественного и человеческого, праздничного и повседневного. Не случайно, помимо литургии, символика человеческого общения не нашла для празднования Рождества Христова лучшего отражения, чем наполненный угощениями стол. Трапеза Завета людей с Богом, или, лучше, Бога с людьми. 

Потому что, согласно Библии, и, в принципиальном отличии от язычества, Бог – всегда первым адресует Себя человеку. Бог - Бесконечная Адресация Себя. Самооткровение. Дар. ‘Сколько бы обещаний ни дал Бог, сам Христос — это ответ «да» на все! (2 Кор.1,20).

Ныне, в Рождестве Христовом, Он, не дождавшийся ответа человека, Бог, согласно Писаниям, стал этим ответом Сам.

В эти рождественские дни важно помнить главное славословие праздника. На принятом в употреблении на богослужении нашей Православной Церкви церковно-славянском языке гимн этот звучит так: «Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение» (Лк.2,14). Этот древний гимн по сути своей является одним из первых Символов Веры. Поскольку сказанное в нем – исповедание, вера, убеждение в том, что непременно должно наступить.

Это ключевое рождественское славословие имеет два прочтения:

1. Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение. Этот вариант принят в восточной православной традиции. Его окончание – свидетельство о том, что избрание и призвание Бога обращено ко всем.

2. Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволения. В таком прочтении мир становится достоянием тех людей, на которых почивает благоволение Бога. Не вдаваясь в филологические изыскания, важно отметить, что богословское учение о том, что призвание и избрание не тождественны, то есть Бог призывает всех, но избирает немногих, является классическим наследием древней богословской мысли бывшего еще тогда вполне православным христианского запада. Так мыслил святитель Августин, учили Поместные Соборы в Карфагене и Галлии. 

Так возвышенное и наполненное смыслами богословие встраивается в кажущееся привычным и по-рождественски повседневным песнопение, чтобы призвать нас к размышлению над богатством смыслов, котором мы, верующие христиане окружены в этом мире. 

Бог не оставил нас одних. Он постоянно учит нас, помогает, окружает заботой, ведет ко спасению порою явными, но всегда таинственными путями. 

«Верить Богу, верить в Бога, следовать за Богом», - эта тройственная формула, которую одним из первых сформулировал святитель Августин. Она отражает суть библейской религиозности. Очень важно, чтобы ни одна из составляющих ее частей не выпадала в восприятии веры христиан. 

Вера как доверие, вера как убежденность в правильности, вера как готовность последовать. Эта третья часть в особенности свойственна нашей эпохи постмодерны. К сожалению, первые две она зачастую сознательно стремится отбросить, избежать. Важно помнить, что христианское убеждение и Вера Церкви говорят о том, что в верности этой триаде ипостасей веры – подлинное счастье и благословение всем и каждому. Дар быть Народом Бога и Людьми Рождества.