Publications

РАДОНИЦА

Августин Соколовски

На 9-й день после Пасхи, в нашей Русской богослужебной традиции, а значит в и в церквях, исторически связанных с Русской Церковью, совершается особое поминовение усопших. Этот день именуется ‘Радоницей’ и всегда приходится на вторник второй седмицы после пасхального торжества.

В 2024 году, в силу удивительного сочетание пасхального календаря с месяцесловом, Радоница совпадает с днем памяти Пророка Божия Иеремии. Он был одним из четырех великих библейских пророков. Подобно Исайи, Иезекиилю и Даниилу, Иеремия пророчествовал словом и делом, готовил мир к пришествию Христа Мессии. Слово «великие» по отношению к четырем пророкам не совсем точно передает смысл такого наименования. По отношению к другим двенадцати пророкам, оставившим после себя пророческие книги, и именуемым малыми, их следует воспринимать, как больших. Действительно, Писания четырех пророков более значительны по содержанию и объему, об обстоятельствах их жизни сохранилось гораздо больше сведений.

В Древней Церкви, а позднее в православном Константинополе, пророки Ветхого Завета, и великие, и малые, весьма почитались. В наши дни об этом некогда великом почитании библейских праведников, свидетельствует то значение, которое по-прежнему в народном благочестии, придается дню памяти пророка Илии. Остальные пророки, к сожалению, стали лишь именем в богослужебном календаре. Так забывается священная история, перестает осознаваться преемство Заветов, умолкает ходатайство святых праведников, в котором нуждается Странствующая Церковь.

Иеремия родился около 650 года до Рождества Христова. По происхождению он был священником. В правление благочестивого царя Иосии Господь призвал Иеремию на проповедь. Она продолжалась более сорока лет при самом Иосии и четырех сменивших его царях. Это было одно из самых скорбных времен в истории Народа Божия. Иеремия предвозвещал неминуемый приход Вавилонян и разрушение Иерусалима. Согласно Писанию, Иеремия стал скорбным свидетелем гибели храма и града. По повелению Бога, он сокрыл в неведомом месте в пещере «скинию, ковчег завета и жертвенник кадильный» (2 Мак.2,5). Книга Пророка Иеремии – весьма значительна по объему и содержит 52 главы. Другое великое творение пророка – книга о разрушении Иерусалима под названием «Плач».

Само слово «Радоница» ни богословского, ни литургического значения не имеет. Этимология его, по-видимому, восходит к одному из древних славянских празднований. Следы его в истории утеряны, но самим своим звучанием название это помогает думать о радости. Чтобы понять действительный православный смысл этого дня, необходимо понимать суть пасхального празднования.

Богослужение пасхального воскресенья и следующих за ним дней Светлой Седмицы светлую седмицы построены одинаково. При этом, в богослужении Светлой Седмицы при пении изменяемых песнопений каждый день меняется глас. Используются стихиры воскресных богослужений разных гласов поочередно.

Таким образом, получается, что вслед за пасхальным воскресеньем, в богослужебном смысле, следуют семь воскресных дней. Последний из которых – Неделя, то есть воскресенье, Апостола Фомы. Этот день – не празднование Воскресения Христова, но и торжество в честь Сошествия Христа во Ад.

То есть, по своему смыслу, сути и содержанию, Неделя Апостола Фомы – это непосредственно следующий за Пасхой воскресный день. Пасхальное воскресенье со Светлой Седмицей и Воскресенье Апостола Фомы – два пасхальных дня подряд. При этом богослужение Фоминой Недели – это не богослужение Пасхи. Оно следует структуре богослужения «обычного» воскресного дня, хотя по содержанию своему торжественно пасхально. То есть, Пасха, следующая за Пасхой. Пасха после Пасхи. Символ непрекращающегося вплоть до дня Святой Пятидесятницы Пасхального Торжества. Отсюда, и наименование Антипасхи, употребляемое в православной традиции.

Важно помнить, что поминовение усопших совершается за богослужением во время чтения евхаристического канона священником, или епископом во все. Усопшие поминаются Церковью и в пасхальную ночь, и во все дни Светлой Седмицы! Это поминовение является регулярным, обычным, обязательным. Но, по сути своей оно чрезвычайно важно, ибо является пасхальным.

Однако, по причине того, что евхаристический канон, когда понимаются почившие, как правило, в прежние века не читался вслух, у стоящих в храме сформировалось убеждение, что Церковь в пасхальные дни прекращает молитву за усопших. Это мнение ошибочно. более того, оно ложно, ибо противоречит сути пасхального догмата, объединяющего в едином предстоянию пред Богом. «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока, при последней трубе. Ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся», - пишет Павел в Послании к Коринфянам о воскресении мертвых в последний день (1 Кор.15;51-52). «Сакраментальной репетицией» этого события является богослужение Ночи Воскресения Христова и пасхальных дней.

Помимо поименного поминовения усопших за богослужением в Церкви существует особый чин поминовения, при котором обычное, регулярное, уставное богослужение полностью изменяется по содержанию. На неизменяемый каркас богослужения накладываются стихиры, тропари, молитвы, чтения, посвященные скорби и памяти об усопших. Такая «видоизмененная» утреня и есть панихида. Заупокойные же литургии совершаются Церковью в родительские, то есть вселенские заупокойные субботы, и при торжественном отпевании усопших.

Совершение таких богослужений в воскресные и пасхальные дни невозможно, поскольку несовместимо по смыслу и содержанию с торжеством Воскресного Празднования. Поскольку богослужебный день, как и день в библейском понимании, и в повествовании о Сотворении Мира в Книге Бытия начинается с вечера, то совершение заупокойных служб в воскресенье вечером также не положено. Это в особенности относится к Неделе Антипасхи.

Итак, первый возможный день для богослужебного поминовения усопших после Пасхи согласно уставу – вторник. Вторник Фоминой Седмицы начинается в понедельник вечером. Из этой весьма важной последовательности смыслов и происходит, или, лучше, рождается православное поминовение усопших на Радоницу.

Нынешнее совпадение Радоницы с Днем Пророка Иеремии обладает еще одним удивительным смыслом. Дело в том, что имя Пророка Божия носил в монашеском постриге Владыка Иеремия Вроцлавский (1943–2017). Праведник наших дней, он отошел ко Господу семь лет назад, на Пасху 2017 года, которая тогда праздновалась 17 апреля. Это повторение семеричного числа дней, лет и воспоминаний – знак библейского благословения. «Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними», - говорится в Откровении (Апок.14:13). В этот светлый солнечный день открывается окошко в Доме Небесного Отца в Небе. Оттуда Владыка Иеремия улыбаясь благословляет тех, кто о нем помнит, и в молитве желает ему блаженства.