17 февраля Церковь чтит память преподобного Исидора Пелусиотского. Пелусий был важной египетской крепостью, на востоке дельты Нила. Он находился на пути из Египта в Сирию, в 30 км на юго-восток от современного Порт-Саида. Город располагался недалеко болотистой местности что, несомненно, способствовало становлению там места монашеских подвигов благодаря трудным природным условиям. Именно в окрестностях Пелусия подвизался Исидор, возможно, что именно там он был игуменом.
Исидор - богослов, учитель духовной жизни, толкователь Писания, один из Отцов Церкви. Но не только. Его можно подлинно назвать совестью своей эпохи. В невероятно богатой корреспонденции, а до нас дошло около 2000 его писем, Исидор наставлял и обличал сильных мира сего, а также монахов, духовенство, епископов, и даже патриархов. К сожалению, о конкретных обстоятельствах его жизни нам ничего не известно. Мы не знаем его дату рождения, а дату кончины можем установить лишь примерно. Скорее всего, он скончался за несколько лет до IV Вселенского Собора в Халкидоне, который, в свою очередь, состоялся в 451.
Причину отсутствия конкретных биографических сведений о святом ряд современных исследователей объясняет следующим образом. Уроженец Александрии, один из образованнейших людей своего времени, о чем свидетельствуют его письма, подвижник и совесть эпохи, Исидор мог быть кандидатом на избрание Александрийским Патриархом после того, как святой Кирилл Александрийский в 444 году отошел ко Господу. Именно поэтому ряд источников ошибочно именуют его «епископом». Но Патриархом тогда стал Диоскор. Вскоре он отверг догмат Халкидонского Собора о подлинности человечества Христова и был низложен.
Однако, Александрийская Церковь в целом осталась под руководством сторонников и преемников осужденного Собором Патриарха, именовавших его «Великим Диоскором». Став большинством, примерно 6 000 000 против 300 000 православных, спустя столетие, они полностью разорвали общение с православным тогда Римом и Восточными Патриархатами. Еще спустя столетие около 630 году, отделившиеся от единства Христовой Церкви копты, то есть, дословно, «коренные египтяне», радостно приветствовали арабских завоевателей, как своих освободителей от «гнета Константинополя» и открывали перед ними ворота своих городов.