22 августа, Церковь чтит память Апостола Матфия. В субботу 11-й Седмицы по Пятидесятнице, за богослужением читается 78 зачало Евангелия от Матфея (XIX, 3-12), в котором Господь преподает наставление о браке и ветхозаветном праве на развод.
Совершая Евхаристию, Церковь произносит тайносовершительные слова Господа Иисуса: «Пейте из чаши все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26,27).
Если бы мы, православные христиане, не рассеивались во время богослужения, то каждое слово приводило бы нас в трепет. Наипаче же слово «за многих». Ибо, в согласии с богословием Древней Церкви, оно означает, что Кровь Христова пролита не за всех. Ведь если бы Кровь Его была пролита за всех, то все были бы обречены на спасение. В противном же случае, кровь была бы пролита напрасно. Для Общины содержится в этом великое Увещание.
С одной стороны, это благословение и утешение. Ведь мы в Церкви. Приобщаемся Телу и Крови Христовым. Будучи крещены и однажды вкусив Причастия, мы уже носим в себе Тело и Кровь Господа. Мы уже сами – Тело и Кровь Христа. Ибо нельзя причаститься, не будучи Телом и Кровью Христа. Так учит нас Древняя Церковь.
С другой стороны, это благословение может обернуться проклятием, если не оправдаем мы это Небесное Звание.
22 августа Церковь празднует память Апостола Матфия. Когда Господь был предан Иудой, последний, раскаявшись, уничтожил себя. В апостольском Соборе осталось место. Книга Деяний начинается с того, что Апостолы, собравшись, и помолившись бросили жребий. Жребий пал на Матфия и стал он одним из Двенадцати (Деян.1;21-26). Здесь проклятие Иуды и благословение Матфия идут рука об руку.
Благословение и проклятие, проклятие и благословение… Во всей человеческой истории, в невыносимой легкости бытия. Бытие наполнено трагизмом, в жизни радость и горе переплетены в единую плоть. Подобно тому, как в сегодняшнем евангельском чтении о библейском браке, где «двое - в плоть едину». Ведь двойственность это любовь. Но также разделение и инаковость. Один скорбит, другой радостен; один утешается, другой переживает оставленность; один благословен в праведности, другой в богооставленности. «Жена не спасешь ли мужа, муж – не спасешь ли жены» (1 Кор.7,16).
Будучи членами Церкви, мы должны осознать, что вера есть дар. Кто-то прежде, подобно Апостолам, помолился за нас. Господь удостоил нас жребия. Подобно Матфию, вошли мы в число спасенных. Господне библейское слово требует внимательности в подробностях. Требует старания в исполнении. Ибо «проклят творящий дело Божье с небрежением» (Иеремия 48;10).
Боже, даруй нам осознание величия дара. Даруй благодарение. Даруй, что заповедуешь. Заповедуй, что Сам благоволишь!
иерей Августин Соколовски