Publications

Дата Рождества

Августин Соколовски
 
В этот первый день зимы, когда Церковь уже вступила в Рождественский Пост, предваряющий Великий Праздник христианской вселенной, важно сказать и о дате празднования. То есть о том, почему день рождения Иисуса Христа празднуется именно 25 декабря по современному календарю, то есть 7 января по юлианскому. 
 
Долгое время было принято считать, что дата празднования Рождества была выбрана «случайно». Дело в том, что римляне праздновали 25 декабря День Непобедимого Солнца. Исторически известно, что Рождество Христово 25 декабря впервые начали праздновать римские христиане. Традиция Рождества 25 декабря началась именно в Римской Церкви.
 
На Востоке же христианского мира Церкви праздновали Богоявление 6 января. Этот праздник объединял в себе все события, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, кроме Страдания и Пасхальной Тайны. Отдельного празднования в честь рождения в мир Христа на православном востоке первоначально не знали. 
 
Существует мнение, согласно которому Римская Церковь адаптировала языческий праздник 25 декабря. Это было сделано в миссионерских целях, для привлечения язычников ко христианству. А также для того, чтобы отвлечь, или, лучше, оградить самих христиан от участия в языческом праздновании. Такое мнение о происхождении даты Рождества долгое время было господствующим. О нем и в наши дни часто приходится слышать в церковных проповедях. Однако, оно не является ни исключительным, ни окончательным. 
 
Оказывается, что во времена Пришествия во плоти Господа Иисуса Христа среди библейского народа жило убеждение, что Праведник, Мессия, Сын Человеческий, Спаситель Мира, Христос, должен был умереть в день своего зачатия. Об этом таинственным образом свидетельствуют и библейские тексты. Так, Праведный Иов, прообраз Страдальца-Христа, проклинает день своего зачатия: «Погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек» (Иов.3,3). А в Пятикнижии неоднократно повторяется запрет: «Не вари козленка в молоке матери его» (Исх.34,26; ср.23,19; Втор.14,21). Материнское молоко и смерть чада – семантика дня зачатия и дня распятия?
 
Не так давно. ученые смогли высчитать тот день, когда Господь Иисус, скорее всего, был исторически распят. Это может показаться удивительным, но эта дата - 7 апреля по юлианскому календарю, или, 25 марта по григорианскому. То есть тот самый день, когда Церковь празднует Благовещение. Если от дня Зачатия Господа отсчитать положенные девять месяцев, то выйдет 25 декабря, или 7 января. Знакомая всем нам дата!
 
Знание об этих двух возможных объяснениях происхождения даты празднования Рождества чрезвычайно важно. Оно помогает лучше понять суть христианской традиции великого Зимнего Празднования.