Publications

Собор Пресвятой Богородицы


 
8 января, на второй день праздника Рождества Христова, Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы. Слово «собор», буквально с греческого оригинала означающее «Собрание», означает, что церковь, как собрание верующих, собирается в этот день для общего богослужения и евхаристии в честь Той, Кого Писание называет Марией, Матерью Иисуса.
 
Как и многие богослужебные традиции в нашей Традиции, празднование Собора Пресвятой Богородицы исторически связано с Константинопольской Церковью. На следующий день после Рождества Христова Патриарх служил литургию в Храме Пресвятой Богородицы во Влахерне. Если проводить аналогию, то Храм Святой Софии был для Константинополя неким аналогом нашего Храма Христа Спасителя. Храмовый же комплекс Божией Матери во Влахерне – место многочисленных явлений и чудес Богородицы – прообразом нашей Троице-Сергиевой Лавры. Этому историческому объяснению происхождения Собора Пресвятой Богородицы не противоречит другое, богословское. Согласно древним свидетельствам, в этот день Церковь вспоминала Бегство Господа Иисуса в Египет. Согласно Евангелию от Матфея, немедленно после рождения Богомладенца, Иосиф и Мария были вынуждены бежать в Египет от гнева Ирода, повелевшего истребить младенцев в Вифлееме.
 
По аналогии с Собором Пресвятой Богородицы после Рождества, Церковью также празднуется Собор Иоанна Крестителя, на следующий день после Дня Богоявления, Крещения Господня, и Собора Архангела Гавриила после Благовещения. Таким же Собором, то есть собранием в честь сути или, говоря простым языком «виновника» празднуемого события, является и Духов День после Пятидесятницы, и Память Симеона Богоприимца после Сретения.
 
Для понимания сути празднования Собора Пресвятой Богородицы важно обратиться к святому святых православного богослужения – тексту евхаристической молитвы. После преложения, то есть освящения Святых Даров, когда хлеб и вино, силой Духа Святого становятся Телом и Кровью Господа Иисуса Христа, Церковь, устами священника, в своей молитве вспоминает всех «в вере почивших праотцов, отцов, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, исповедников, воздержников, и всякий дух праведный, в вере скончавшийся». Далее, словами «изрядно о Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Славной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии», Община вспоминает Пресвятую Деву. Далее, после поминовения Крестителя и святого дня, следует поминовение усопших по именам.
 
Здесь важно следующее. Во-первых, первоначальное поминовение Марии – Матери Иисуса, обрамляется богословскими титулами Матери Божией. Во-вторых, имя Марии со святыми, в тексте является, своего рода, мостиком или переходом, к именам усопших, не достигших, или еще не достигших святости. В-третьих, и это самое главное, текст этой молитвы первоначально был составлен современниками Девы, то есть теми, для кого она была живущей рядом Матерью Мессии и Спасителя Мира Иисуса Христа. Мария – одна из нас. Осознание этого повергает в трепет.
 
иерей Августин Соколовски / Dr.Augustin Sokolovski