Publications

СВЯТОЙ ИЛАРИОН НОВЫЙ

Августин Соколовски

10 апреля (28 марта) Церковь чтит память преподобного Илариона Нового (694–754). Весьма немногие святые вошли в историю с именем «Великий». Но если прибавление к имени того или иного святого прилагательного «великий» случалось нечасто, но эпитет «новый» еще более редкое явление. В данном случае означает ничто иное, как «младший».

Именуя того или иного святого «новым», Церковь, это общество ищущих святости, признавала, что жизнь и подвиг этого святого продолжают добродетели его небесного покровителя, некогда названного «великим». Одновременно они являют собой воплощение единого общего идеала. Иными словами, это свидетельство того, что преемственность праведности силой Духа Святого стала в данной конкретной биографии реальностью.

Само по себе, такое наименование – очень редкое явление. При этом случай Илариона Нового – это вообще исключение из исключений. Дело в том, что в истории было два «Новых Илариона». Об этом важно знать и поучительно помнить. Нередко их ошибочно отождествляют даже в официальных публикациях. Помнить о святых и не путать их имена — это важное упражнение в добродетели.

Итак, подвижников, вошедших в память Церкви с именем «Иларион Новый» было двое: это святые Иларион Пеликитский (694–754) и Иларион Далматский (775–845), названные так по имени монастырей, в которых они были игуменами. Память «первого» Илариона празднуется в апреле, а память второго – 6 (19) июня. К слову, именно в честь «летнего» подвижника получил свое монашеское имя митрополит Иларион Алфеев.

Далматский монастырь находился в Константинополе. Его первый игумен, преподобный Исаакий (+383) был небесным покровителем первого русского императора Петра I (1672–1725), потому что он родился 30 мая, в день празднования памяти святого. Отсюда и название знаменитого петербургского собора. Примечательно, что игумен далматского монастыря Константинополя долгое время выполнял функции благочинного монастырей византийского столицы. Такое удивительное переплетение значений и судеб личностей в истории.

Сведения о биографии Илариона Нового, празднуемого в апреле, дошли до нас благодаря тексту посвященной ему службы. Это тоже очень редкое явление. Обычно служба пишется на основании жития, а не наоборот. Среди авторов песнопений – «преподобный Иосиф». История знает двух знаменитых византийских гимнографов с таким именем. Это Иосиф Студит (762–826) и Иосиф Песнописец (816–886). Оба были исповедниками в эпоху иконоборчества. Ни один из них не застал в живых Илариона Нового, но эпоха, в которую они жили, была весьма близка к его времени.

Итак, Иларион Новый был игуменом монастыря Пеликиты в Вифинии. Эта обитель находилась на Олимпе в Вифинии недалеко от Дарданелл. Знаменитым святым игуменом этого места был современник Илариона преподобный Феостирикт, которого предание считает автором известнейшего канона Пресвятой Богородицы «Многими содержим напастьми». Руины этого наскального монастыря, посвященного Иоанну Богослову, сохранились недалеко от современного турецкого приморского поселения Зайтинбагы или Триглия.

До своего избрания игуменом Иларион много лет жил отшельником, стяжал дар прозорливости и чудотворения. Был рукоположен во священника. По-видимому, именно обилие благодатных дарований послужили причиной того, что современники стали отождествлять его с древним подвижником Иларионом Великим (291–371), в честь которого он был назван. Так родилось наименование «Иларион Младший», дословно, но ошибочно переведенное на русский язык, как «Иларион Новый».

«Честна твоя пред Богом явися смерть, отче священнейше; Того бо почтил еси икону и гонения претерпел еси, оскорбляем от мучителей преподобне, мученик всем показуяся», - говорится в посвященном Илариону богослужебном каноне утрени. Из текста следует, что Иларион стал мучеником и пострадал от иконоборцев. Дело в том, что судьбами Божьими монастырь стал центром сопротивления иконоборчеству. За это известный полководец, правитель региона и доверенное лицо императора-иконоборца Константина V Копронима (741–775) Михаил Лаханодракон (+792) в Великий Четверг 764 года вместе с войском напал на монастырь и разорил его.

Монахи, предание упоминает 42 иноков во главе с преподобным Феостириктом, были уведены в плен, а затем казнены в Эфесе. Монашеская жизнь была тайным образом сохранена теми иноками, которым удалось спастись. При преемнике Копронима, Льве IV (775–780) на монастырь было совершено повторное нападение. За отказ отречься от иконопочитания монахов терзали, жгли кипящей смолой, вырывали ноздри. По-видимому, тогда был убит Иларион. Из жития Илариона Великого известно, что последний период своей жизни он много странствовал, стараясь скрыться и избежать внимания людей. Как бы в подражание этому стремлению к собственному сокрытию, о конкретных обстоятельствах мученической кончины Илариона Нового нам не известно ничего.