Publications

Богоявление

Августин Соколовски, доктор богословия, священник

По слову новозаветного Послания к Евреям, святые «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи» (Евр.11;33-34). Подобно тому, как в Ветхом Завете обетования были даны Отцам, а затем Народу, так и в Завете Новом, во времени, в котором мы живем, спасение приходит через основанную на Апостолах Церкви и зримым образом является во святых. Поэтому все вместе, Апостолы, Церковь, как верующий в Господа Иисуса новый народ Божий, пишут Пятое Евангелие, которое есть ничто иное, как история спасения мира во Христе. Она завершится только с окончанием истории, когда «придет день Господень, как вор ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет.3,10).

Размышляя о святых Ветхого Завета, об Отцах, богословие Церкви говорит о примере их веры. Верою они жили, верою они ждали, верою они видели Господа. Не видя, не ожидая и не зная. Мыслью об этом, и, по возможности, пониманием этого очень важно проникнуться в эти Богоявленские Дни.

Мы христиане, блаженны, потому что Бог явил Себя нам в полноте. В этом смысле все заповеди блаженства могут быть сведены к одной: «Блаженны христиане, ибо им явил Себя Бог». Или лучше: «Блаженны христиане, если им явил Себя Бог». Это условное «если» является парафразом гораздо более трагичного утверждения философа Фридриха Ницше: «В мире был только Один Христианин. И этот умер на Кресте». Невероятно трудно, быть может, даже невозможно быть христианином после Христа.

В преддверии Дня Богоявления важно уметь напоминать себе о том, обладателями какого дара мы являемся. Удивительного, великого Дара Божия, имя которому – Сам Бог. Ибо Бог во Христе Иисусе стал человеком, чтобы человек стал Богом. Или же, как говорит возможное альтернативное прочтение этой классической формулы библейского-новозаветного и святоотеческого мышления: «Бог стал человеком, чтобы человек познал божественное в себе». Познал и раскрыл, познал и возвратил Богу, возвратил Бог единственным возможным во Христе способом: через любовь к ближнему, через братолюбивое сообщение дара веры тому, кто встречается на жизненном пути.

Любовь к ближнему – не как слово, понятие или словосочетание – но братолюбивое сообщение, сопереживание, событие – сострадательное, милосердное предание-передача (как передают подарки заключенным и пленникам) Дара Веры в Господа Иисуса, словом, делом, помыслом, примером, силой всепобеждающей Благодати Предопределения во Христе.

Догмат о боговоплощении говорит нам о том, что Бог, став человеком во Иисусе Христе, взял Себе все наше. Не оставил Себе ничего. Отдал Себя в полноте, превосходящей всякую «широту, и долготу, глубину, и высоту» (ср.Эф.3,18) Мира и Вселенной, всякого отдельно взятого человека и всего человечества вместе.

Ибо во Христе Иисусе человечество предстало так, как оно задумано Богом: в совершенной и завершенной в Воскресении, Вознесении и Сошествии Святого Духа полноте. Итак, Бог отдал Себя по человечеству нам без остатка. В этом и Таинство Тело и Крови Христовых, в этом – Величие Причащения. Приобщения Богу, когда, вместе с животворящим Телом Бога отдано, даровано – «ломимо, изливаемо» - бывает нам все … божественное. Когда, по слову Апостола Петра, «мы делаемся причастниками божеского естества» (2 Пет.1,4).

Бог явил Себя в человеке таким образом, что всему верующему миру сделалось очевидным, что Бог назвал Себя новым именем. И это новое имя Бога – Будущее Человека. Так творение мира, эта первая буква, «альфа» миробытия, соединилась с завершением искупления и спасения, «омегой». Так, согласно Апокалипсису, Альфа и Омега – это Сам Господь Иисус Христос (Откр.1,8).

Имя Бога в христианстве не таково, как о у прочих народов, не знающих Бога, не знающих о Христе. «Великий, величайший, могущественный, сильный» - все эти и подобные имена верны и, по религиозному, правильны. Имена «Дракон», «Разрушитель», «Ужасный» – уже звучат вопреки. Ведь в христианстве Бог назвал Себя «ягненком», то есть «агнцем», отождествил Себя с образом самого, пожалуй, безобидного, из домашних животных – этих спутников человека, существа. «И увидел я, как победившие зверя поют Песнь Агнца, держа в руках Гусли Божии», - провозглашает Апокалипсис (Откр.15;2-3).

Вглядываясь в образ нашего Бога, мы узнаем Его, и замираем в ожидании. Бог – как Прекрасное Далеко, как Ожидание, Ожидание, Ожидающее нас. Ожидающее, когда же, мы, наконец, переступим порог надежды. «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть», - восклицает в своем Послании Апостол Иоанн (1 Ин.3,2).

Мы живем с вами в очень злое, не любящее, время, когда на земле много страдания. По слову Господа: «Когда умножится беззаконие, во многих оскудеет любовь» (Мф.24,12). Однако, сам опыт страдания учит нас тому, что так быть не должно. Не таков замысел Бога о человеке. Не такого будущее человека в замысле о нем Бога. Всмотримся в стареющих или больных животных, этих наших братьев по творению. То, от чего лишился рассудка бедный-бедный Фридрих Ницше, видя, как в Турине, хозяин избивает лошадь. Как, если идет по улице собака, ее ударили, но она просто с болью продолжает свой путь. Она обижается, она помнит. Просто идет побитая. Но не задумывается, что так быть не должно.

Человеку свойственно осознание Рая и Бога. Сознание того, что так – несправедливости, болезни и боли – быть просто не должно. Так раскрывается в человеке правда о его создании по Образу Бога. Бог создал нас для блаженства, Бог создал нас для Себя, Бог создал нас для счастья, по слову Августина, «для Славословия Себе». Господь Иисус есть Слава Бога. Живая Слава Бога есть всякий Человек. Так, в скорбях, и особенно признаках этого злого времени, парадоксальным, неожиданным образом раскрывается правда о человеке, о мире, и Боге. Вне мира нет спасения. Мир – спутник наш, наш брат и товарищ, по дороге в рай. По тем «дорогам, где, пока мы живы, лишь пыль да туман».

Дух Святой, то есть Дыхание Бога в Церкви свидетельствует о неминуемом обрушении всего злого, имеющем наступить вскоре. Лишенное счастья наполнится счастьем. Ибо жизнь — это путь ожидания. По примеру тех, кто умел ждать до Пришествия в Мир Господа Иисуса Христа. Писание и Предание именует их праотцами и отцами, по отношению к Господу, и, во Христе Иисусе, по отношению к нам. Ибо мы не по плоти, но по вере во Христе, дети Авраама и дети обетования, данного Людям Богоявления, обещания, данного Отцам.

Люди Умеющие Ждать. Это, пожалуй, главное отличие их от нас. Наша цивилизация – Вселенная Нетерпения. Цивилизация немедленной готовности воспользоваться, а потому цивилизация потребления, и, как следствие, цивилизация, что не может не истреблять.

Следовать примеру ожидания отцов, примеру терпения. Но не того терпения, о котором часто говорится в поучениях. Жизнь – искусство взросления. Жизнь – для взрослых во Христе людей. Возраст дан нам для того, чтобы научиться прощаться. А годы для того, чтобы увидеть себя взрослым и ответственным пред Ветхим Днями Богом, Богом Старым, Богом Вечно Молодым.

Подобно тому, или даже в гораздо большей степени, как Бог явил Себя во Христе Иисусе, исполнив все ожидания праотцов, и даже больше, так и упование христиан, которое есть Воздыхание Мира, Боль Вселенной и Надежда Церкви, будет исполнено во Иисусе Христе. Так, чувство, или интуиция рая, неприятие боли и страданий, в Пришествие Господа Иисуса Христа сделается блаженством, ибо будет преображено.

Этим упованием очень важно поделиться с другими. Ученые давно подсчитали, сколько, и довольно немало, можно прожить дней, даже недель, без пищи; можно прожить какие-то дни без воды; пару минут без дыхания; но нельзя прожить ни мгновения без надежды. Отсюда и то огромное количество людей, погруженных в наши дни в депрессию. Наше больное бытие, по слову Линдеманна, ревет об искуплении.

«Ибо знаем, что все творение совокупно стенает и мучится; мучимся и мы сами, имея росток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде», - пишет Апостол Павел (Рим.8;22-24). Нетерпение мира – отсутствие надежды. Будем жить так, чтобы окружающие, те, кто, зная, не знает, и не зная, знает нас, удивлялись, замирали в невольном восхищении о том, что православные христиане – Люди Упования и Люди Надежды.

В этом призвании людей Нового Завета – великая школа и великое духовное упражнение. Вдохновляясь примером Библейских Отцов, об этом должно помнить, чтобы изо дня в день, обновляясь в Господе, делаться Участниками Завета в Крови Господа, становиться Людьми Богоявления.

«Вы меня не увидите, пока не придет время, когда воскликните: Благословен Грядущий во Имя Господне» (Лк7;13,34). Умение ждать и умение надеяться – умение во тьме видеть Бога, есть то подлинное, что должно отличать христиан. Печать Рабства Людей Свободы – характер и лик, душа и тело, Божье Подобие и Божий Образ всякого человека во Христе.