Августин Соколовски
16 апреля – преполовение весны. В этот день Церкви, следующие юлианскому календарю, празднуют память святого Никиты Мидикийского (760–824). Такое совпадение не имеет какого-либо сакраментального значения, однако помогает лучше запомнить день его памяти. Никита был священником, игуменом одноименного монастыря, исповедником веры.
Изображение святого Никиты сохранилось в древнейшем иллюстрированном византийском житийном манускрипте, менологии Василия II, составленном в конце X века. Это говорит как об особенном почитании святого, так и о том, что церковных и придворных кругах Империи он был очень известен. Житие святого записано его учеником Феостириктом. Оно сохранило драгоценные достоверные сведения о святом, важно и как памятник эпохи.
Мидикийский монастырь находился недалеко от северного берега Черного моря вблизи горы Олимп в Вифинии. Он был основан в 780 году преподобным Никифором (755–813). Относительная отдаленность этой местности от столицы способствовала тому, что в эпоху византийского иконоборчества в этой и других обителях находили прибежище монахи-иконопочитатели. Сам Никифор был одним из участников VII Вселенского Собора в Никее. Монастырь был во имя святого мученика Сергия, его церковь была посвящена Михаилу Архангелу. Иногда преподобного ошибочно отождествляют с одноименным Патриархом Никифором Исповедником (758–828). День памяти его не сохранился, поэтому почтим его вместе с Никитой.
Святой Никита родился в Кесарии Вифинской недалеко от современной турецкой Бурсы. Обстоятельства его появления на свет были трагичны. Мать умерла на восьмой день, отец отдал его на воспитание бабушке, а сам ушел в монахи. Воспитывался он при церкви. В юности он присоединился к братии монастыря, в 790 году был рукоположен в священника, а в 813 году стал игуменом вместо почившего игумена Никифора. Под его управлением монастырь, к моменту его прихода насчитывавший всего несколько монахов, насчитывал сто человек братии.
Византийское иконоборчество, которое продолжалось 85 лет, в два этапа, с 730 по 787 и с 815 по 843, было самым продолжительным непрерывным гонением в истории Православия. Особенность его была в том, что императоры, которые преследовали иконопочитателей, а также иерархи, которые их поддерживали, сами считали себя искренне православными. Христиане проливали кровь христиан, когда сама Империя теряла территории и находилась под ударами мусульманских арабских армий.
В 815 году император Лев V Армянин (813–820) вновь начал преследование икон. Он приказал арестовать Никиту и заключил его в крепости. Спустя некоторое время он вызвал его в Константинополь и уговорил восстановить евхаристическое общение с иконоборческим патриархом Феодотом (815–821), который вообще не понимал богословия, а прежде был военным. Это была нелепая редкость для того времени.
Друзья Никиты, среди которых был преподобный Феодор Студит (759–826), уговаривали его не делать этого. Позже, осознав собственную ошибку, он вернулся к осуждению иконоборчества. За это он был заключен на острове недалеко от столицы, где императорский евнух, по имени Анфим, подверг его множеству издевательств и мучений.
В ночь перед Рождеством 820 года император Лев был убит, и Никита обрел свободу. Однако, вопреки уговорам, он не вернулся в свой монастырь, считая себя отступником. Спустя 4 года, 16 (3) апреля, то есть ровно 1200 лет назад, он отошел ко Господу в одной из келий, где, в покаянии изнурял себя аскезой. Мощи его были перенесены в родной монастырь, а Феодор Студит произнес похвальное слово, в котором назвал Никиту защитником икон и исповедником.