Августин Соколовски
Сегодня Церковь чтит память преподобного Ора Египетского. Святой жил в IV веке, о нем почти ничего не известно, кроме нескольких кратких драгоценных повествований и слов. Движимая Духом Святым, Странствующая Церковь призывает ходатайство Пустынника Ора в своих молитвах.
Имя Ор обозначает египетское божество-сокола. В другой транскрипции оно передается как «Гор». Древние подвижники специально оставляли себе свои языческие имена, зная, что Господь Иисус в силе освятить всякое не святое и не священное, имеет власть сделать благословенным всякое проклятое. «Христос искупил нас от проклятия закона, сделавшись за нас проклятием; ибо написано: проклят всяк, повешенный на древе» (Гал.3,3). Знали они и то, что никакое, даже самое возвышенное и святое имя не способно принести благословение человеку, которого, свидетельством чего его богатство и процветание в нечестии, проклял Бог.
Однажды Ору возвестили о скором наступлении Пасхи. В то время исчисление пасхалии было доступно только астрономам, а потому одинокие пустынники могли дату празднования не знать. Услышав о приближении Воскресения Христова, Ор три дня простоял с воздетыми руками к Небу, свидетельствуя о том, что нет для монаха большей радости, чем радость о Радости Воскресения Христа.
Преподобный Ор вовсе не вкушал пищи и не пил воды в тот день, в который не смог причаститься Тела и Крови Христовых. В этом простом правиле, взятом им для себя, раскрывается смысл того правила, которое мы все исполняем, совершенно не понимая смысла того, что делаем.
В нашей православной традиции обязательно не есть и не пить перед причащением, обязательно причащаться натощак.
Одновременно, каждый день мы повторяем молитву «Отче наш». Мы просим Бога дать нам «наш насущный хлеб». Иными словами, мы просим дать нам наш хлеб: повседневный, необходимый, самый дорогой, просим дать нам наше пропитание, наше насущное, наше бытие, наш смысл и нашу жизнь.
Для кого то это действительно хлеб, для кого-то пища, еда, а для кого то насущный хлеб, то, чем живет и дышит человек, это удовольствие, это разврат, это проклятие и смерть. У каждого свой насущный хлеб!
Важно понимать, что насущный хлеб христианина – это Тело и Кровь Христовы. Именно поэтому мы причащаемся натощак. Делаем так, потому что первой пищей и питьем каждый Божий день должна быть Евхаристия. Только поэтому. А никак не потому, что соприкосновение с едой будто бы может помешать причастию или, что еще более абсурдно, ибо невозможно, осквернить его. Поэтому, прося у Бога насущного хлеба, мы просим получать его каждый день в Причащении Телу и Крови Господа Иисуса, Живого Бога.
В этой истине раскрывается для нас великое предупреждение. Величайший Отец Церкви, младший современник Ора, святитель Августин Иппонский (354-430), также, как Ор, подвизавшийся в Африке, говорил так: «Если ты не причащаешься сегодня, читай молитву «Отче наш» без прошения о Насущном Хлебе». Ибо, прося и не причащаясь, ты осуждаешься.
Каждый да усвоит себе урок о правильном и постоянном причащении. Стремимся ли мы к Причащению? Быть может, мы просто стоим, переминаясь с ноги на ногу, на Литургии? Жаждем ли мы Тела и Крови Христовых, испытываем ли мы этот подлинный удивительный спасительный голод?
«Ибо мы будем есть хлеб сей и пить сию чашу, пока Господь не вернется вновь», - пишет Павел (1 Кор.11,26). Господь, согласно Писанию и Вере Церкви, вернется вскоре. Потому да не позволим себе утверждать, что причастимся в праздник, или когда подготовимся, или же, наконец, завтра. Ибо завтра может не наступить. Господь обещал нам Царство, но вовсе не обещал нам того, что завтра мы еще будем жить.